Программа сессии "Религии в Европе: вчера, сегодня и завтра."

Летняя сессия организована Ивановским государственным университетом, Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ при финансовой и организационной поддержке Института «Открытое общество», Центрально-Европейского университета и Франко-российского центра и гуманитарных и общественных наук. 

Главную тему нашей сессии предлагается рассмотреть с точки зрения 4 вопросов:

А) какие аспекты истории христианских конфессий, иудаизма и ислама в Европе XX – XXI вв. особенно релевантны и важны для наших университетских курсов, как правильнее подойти к спорным вопросам?

Б) следует ли и возможно ли рассматривать историю религий в 20-м веке с точки зрения «структур большой длительности»? если возможно, то как именно это делать?

В) каковы сегодняшние тенденции развития христианства (православия, католицизма, протестантизма), иудаизма и ислама? В самом ли деле мы вступили в постсекулярную эпоху? Каковы связанные с религиозными факторами опасности?

Г) как сделать более совершенными, более адекватными, более стимулирующими те курсы и материалы, которые участники нашего семинара разработали в течение 2008 – 2010 годов? 

Задача, как и прежде, и в том, чтобы разработать и поместить на сайте ряд материалов, которые помогут нам наилучшим образом подавать в наших курсах те или иные вопросы сравнительной истории европейских религиозных традиций. Дискуссии будут основываться, отчасти, и на опыте нашей совместной работы в 2008–2010 гг.

 

30 июня

А.

  • Открытие летней сессии, официальные и технические вопросы, планирование и модальности работы.
  • Представление сборника по итогам 2009/2010 гг. и ивановского сайта проекта.

Б.

Сессия: Опыт преподавания подготовленных в РеСЕТе курсов и «модулей»: что – удается? что - не удается? Что делать дальше?

Выступают:

  • И. Кодина: Об особенностях преподавании религиоведения студентам разных специальностей (психологам, филологам, журналистам). Из опыты чтения курса "психология религии".

Дискуссия: Следует ли и возможно ли рассматривать проблемы конфессиональной истории 20-го века с точки зрения «структур большой длительности»? если возможно, то как именно это делать?

1 июля

А.

Сессия: Религии в России накануне Первой мировой войны как тема наших курсов.

Выступают:

  • О.В. Безносова: Конфессиональная политика Российской империи в 1903-1917 гг.
  • Ф.А. Дорофеев: Вопросы национально-религиозной политики на южных рубежах Российской империи накануне 1917 года: буддизм, ислам и христианство. 
  • И.И. Лыман: Взаимоотношения запорожского казачества с не-православным населением в дореволюционной России 
  • С.И. Головащенко: Поиски вероисповедной идентичности среди новых протестантских групп юга Украины конца 19 в. (по материалам официального опроса 1896 года).
  • А.Ю. Михайлов. Синодальный период в истории Русской Православной церкви: в каких понятиях его описывать и анализировать в наших курсах?

Презентация русского перевода книги Shevzov V. Russian Orthodoxy on the eve of Revolution. Oxford University Press, 2004 (русский перевод: Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 года. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010)

Б.

Выступают:

  • Т.И. Хижая: Презентация и «защита» курса «Феномен иудействующих в истории религии: между иудаизмом и христианством» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru)  

В.

Дискуссия: Иудаизм сегодня: основные направления и тенденции развития.

Дискуссию открывает А.Е. ЛОКШИН (Институт востоковедения РАН)

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants (eventually).

2 июля

А.

Сессия: Раннее христианство, эллинизм, иудаизм: модель университетского курса

Организатор и ведущий сессии: С.И. ГОЛОВАЩЕНКО:

 Б.

Сессия 1: Православие и другие религии России в 1917-1941 гг.

Дискуссию открывает А.Л. БЕГЛОВ (ИВИ РАН)

Выступают:

  • С.В. Силова: Межконфессиональные отношения в БССР и Западной Беларуси в 1917-1941 гг. (сравнительная история, стереотипы и уроки).
  • О.В. Безносова: Религиозная политика Советского государства в отношении нецерковных христианских исповеданий в 1917-1941 гг." 

Сессия 2: Секуляризм, антиклерикализм и атеизм в СССР в 1922 – 1941 гг.

 

Дискуссию открывает А.Л. БЕГЛОВ (ИВИ РАН)

 

Круглый стол: Советский атеизм и советская атеистическая культура в СССР в 1918-1941 гг. в мировом контексте: как подойти к этой теме в наших курсах?

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

3 июля

А.

Дискуссия: Православная Церковь и православная культура в СССР, 1943/44 – 1960 - 1988 гг.

Дискуссию открывает А.Л. БЕГЛОВ (ИВИ РАН)

Выступают:

  • С.В. Силова: Православная церковь в Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Б.

Дискуссия: Атеизм и «атеистическая» культура в СССР и других странах советского блока в 1944 – 1980е годы.

Дискуссию открывает А.Л. БЕГЛОВ (ИВИ РАН)

Выступают:

  • Силова С.В. БССР – первая атеистическая республика (методология изучения).
  • Иванов Ю.А. (Шуя) «Атеисты иудейской и мусульманской традиций» в среде провинциальной интеллигенции 70-80-х гг. ХХ в.

В.

Дискуссия: Иудаизм и христианство после Холокоста.

Дискуссию открывает А.Е. ЛОКШИН (Институт востоковедения РАН)

Выступают:

  • Е.С. Петриковская: Иудаизм и христианство: от иудеохристианства до Холокоста.
  • Ю.В. Шаповал: Христианская теология после Холокоста: опыт переосмысления 

Круглый стол: Антиудаизм – антисемитизм – Холокост в XX веке: как показывать и интерпретировать эту сторону современной истории в наших курсах? Может ли христианский экуменизм быть моделью для отношений между христианами и евреями?

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

4 июля

Религии, национализм, этничность в XX веке.

Круглый стол: Возвращаясь к проблематике петербургского семинара 2008 года «Религии, нации, национализм: от Средних веков до XIX века».

Выступают:

  • М.В. Дмитриев. Презентация и «защита» модуля лекции (семинара) «Влияние православных традиций на формирование протонациональных и национальных дискурсов в русской культуре 19-20 вв.»

Сессия 1: Православие, национализм и этничность в СССР и России в XX веке

Выступают:

  • Ф.А. Дорофеев: Терпимость и нетерпимость в православных братствах Нижнего Новгорода 19-20 вв.
    Н.С. Поляков. Русский фашизм и религия.

Сессия 2: Католицизм, протестантизм, национализм и нацизм в XX веке

Выступают:

  • Ф.А. Дорофеев: Презентация книги-сборника "Францисканские монахи и антисемитизм".
    М.В. Дмитриев: Почему стал возможен союз христианства и право-радикального национализма в XX-м веке? Презентация книги Л.Н. Бровко, «Церковь и Третий рейх». СПб.: Алетейя, 2009
  • Е.С. Петриковская: Презентация книги «Демонизация другого: антисемитизм, расизм и ксенофобия. Под ред. Р.С.Вистрича (на украинском языке) – Одесса: АО БАХВА, 2006

Debate seminar: Христианство и национализм в истории Украины и Белоруссии в XX веке

Выступают:

  • Л.В. Тимошенко: Феномен митрополита А. Шептицкого в истории церкви и историографии.
  • О. Турий (Украинский Католический университет) (предположительно)
  • М.В. Дмитриев: Христианство и национализм в истории Восточной Европы в XX веке – вопросы, которые ставят студенты…

Сессия 3: Ислам, нация и национализм в XX веке и сегодня.

Выступают:

  • Ю. В. Шаповал: Презентация и «защита» курса «Национальный дискурс в исламской традиции» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru)
  • Р. М. Шукуров: Комментарии: спорные вопросы взаимодействия исламских традиций, национального самосознания и национализма.

Круглый стол: Иудаизм и национализм в XX веке

Дискуссию открывает А.Е. ЛОКШИН (Институт востоковедения РАН) (предположительно)

Ф.А. Дорофеев: Презентация и защита модуля «Буддизм в России с точки зрения модели государственно-религиозных отношений и сохранения этничности за 200 лет». 

Круглый стол: Альянс религиозных традиций и национализма на территории бывшего СССР: как к ним подойти с исторической точки зрения?

Дискуссию открывает М. В. Дмитриев.

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants. 

5 июля

Уходит ли религия? Религиозные верования, обряды и институты в «пост-секулярную» эпоху. Проблематика экуменизма в наших курсах.

 

Сессия 1: Юрген Хабермас, его сторонники и теория «пост-секулярного» общества: в чем эта теория состоит?

Выступают:

  • Ю.В. Шаповал: Постсекулярное общество: вопрос о роли религии в современном светском обществе.

Круглый стол: Отступление атеизма и агностицизма в современном мире? Обречены ли они на поражение? Как защитить свободу совести в не-западных и пост-секулярных обществах.

Выступают:

  • Ю.В. Шаповал: Молодежь и религия: результаты недавнего социологического исследования.
  • И. Кодина: Динамика этнорелигиозной структуры населения России (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг."
  • И.Н. Кодина: Результаты фокус-группового интервью студентов, изучающих дисциплину «религиоведение».
  • Е. Панкратова: Результаты фокус-группового интервью студентов, изучающих дисциплину религиоведение.

Сессия 2: Экуменизм в XX веке.

Выступают:

  • О. ТУРИЙ (Украинский Католический университет): Греко-Католическая церковь и экуменизм сегодня.
  • М.В. Дмитриев: Экуменизм и проблема конфессиональных и культурных различий православных, католических и протестантских традиций как тема наших курсов.

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants:

Брестская уния 1596 года в контексте «прото-экуменизма» и «времени большой длительности»? Обсуждение проблематики исторических аспектов Католицизма восточного обряда в связи с курсом Л.В. Тимошенко «Брестская уния 1596 года в контексте этноконфессионального и культурно-исторического развития Речи Посполитой второй половины 16-гл – первой трети 17-го вв.» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru) и аналогичным курсом М.В. Дмитриева. 

6 июля

Греко-Католическая церковь и греко-католическая культура в XIX – XX   вв.

Сессия 1: Уния и Греко-Католическая церковь в XIX – начале XX вв.: как подать эту тему в наших курсах?

Key speaker: О. ТУРИЙ (Львовский католический университет)

Выступают:

  • М.В. Дмитриев: Из опыта освещения истории Греко-Католической церкви в XIX веке в университетских курсах.

Сессия 2: Греко-Католическая церковь на западе Украины в первой половине XX ве.: как подать эту тему в наших курсах?

Key speaker: О. ТУРИЙ (Украинский Католический университет)

Выступают:

  • Л.В. Тимошенко: Украинская Греко-Католическая Церковь в межвоенный период: вопросы институционального развития.

Сессия 3: Греко-Католическая церковь на западе Украины после 1945 года: как подать эту тему в наших курсах?

Key speaker: О. ТУРИЙ (Украинский Католический университет): Греко-Католическая церковь Украины в подполье: 1946-1990 (предварительное название)

Выступают:

Сессия 4. Греко-Католическая церковь и приходская культура греко-католиков в современной Украине и Белоруссии.

Key speaker: О. ТУРИЙ (Украинский Католический университет)

Выступают:

  • О.И. Дзярнович: Католическая церковь в Беларуси в 1945—2010 годах.

7 июля

Экскурсия по Суздалю

8 июля

Ислам в Европе: вчера, сегодня, завтра.

Сессия 1: Исламские общины в современной Западной Европе: какие вопросы ставить в наших курсах?  

Key speaker: И.Л. Алексеев: Глобализация ислама или исламизация глобального контекста («евроислам», «евросалафизм» и неотрадиционализм).

Выступают:

  • А.Л. Осипян: Некоторые аспекты темы «Европа и ислам» в наших курсах.
  • Ю.В. Шаповал: Европейский ислам: вестернизация ислама?
  • Р.М. Шукуров: Каким может стать ислам в XXI веке? «Проект» М. Аркуна. (название предположительное)
  • Д.И. Полывянный. «Европеизация» и исламские этнонациональные сообщества Центрально-Восточной Европы: какие вопросы ставить в наших курсах?

Сессия 2: Исламские общины в современной России и в бывшем СССР: какие вопросы ставить в наших курсах?

Key speaker: И.Л. Алексеев: Власть и знание на (пост-) советском пространстве: в поисках «хорошего ислама» 

Выступают:

  • Ю.В. Шаповал: Ислам в современном Казахстане: основные тенденции и перспективы
  • Р.М. Шукуров: Ислам традиционный и ислам сегодняшний: мера преемственности и мера разрыва (название предположительное)

Круглый стол: Действительно ли ислам опасен?

Key speaker: И.Л. Алексеев: «Исламская угроза» или угроза исламу: преодолевая образы врага

Выступают:

  • Ю.В. Шаповал: Исламский фундаментализм: как о нем говорить в наших курсах?
  • Р.М. Шукуров: комментарии.

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

9 июля

Христианство и христианская культура в современной России и на постсоветском пространстве (1991-2011)

Сессия 1: Социология религии и социология современной религиозной жизни.

Выступают:

  • И.Н. Кодина: Тематический обзор литературы, исследований, ресурсов по социологии религии за последние годы для остальных коллег.

Сессия 2: Русская Православная церковь и возвращение православных традиций в общественную жизнь России в последние 20 лет.

Выступают:

  • И.Н. Кодина: Презентация курса «Этноконфессиональные общности в России на рубеже XX-XXI вв.» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru).
  • Е. В. Панкратова: Религиозная самоидентификация населения России в начале XXI века (в рамках презентации курса «Трансформация традиционной религиозной самоидентификации населения России в XX-XXI вв»; программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru).

Сессия 3: Приходское христианство в России и на Украине сегодня.

Выступают:

  • Е.С. Петриковская: Мировоззренческие ориентиры современных православных на постсоветском пространстве
  • И. И. Лыман: "Свои-чужие": взаимные мифы и стереотипы в сознании православного и католического населения Северного Приазовья. Из опыта студенческих экспедиций по изучению «устной истории».

Круглый стол: Перестройка конфессиональной памяти: образ религиозных традиций в современных СМИ как фактор развития наших университетских курсов

Круглый стол открывает Е.С. Петриковская: Образ православия в современном российском кинематографе.

10 июля

Сессия 1: Католицизм и национализм в истории Западной Европы XIX-XX века.

Key speaker : Хр. Амальви (университет Монпелье III): Католицизм и национализм в истории Западной Европы XIX-XX века: опыт Франции.

Выступают:

  • М.В. Дмитриев: Из опыта освещения истории западноевропейского и польского национализма XIX - XX веков в университетских курсах.

Сессия 2: Православный, католический, протестантский, исламский фундаментализм: опыт XX века и современные тенденции

Дискуссию открывает Д.И.Полывянный: Понятие религиозного фундаментализма в современном научном дискурсе

(А). Исламский фундаментализм.

Key speaker: Р.М. Шукуров: Исламский фундаментализм и «ислам как таковой»: как их различить?

Выступают:

  • И. Л. Алексеев: Комментарии 
  • Хр. Амальви: Комментарии об исламизме в современной Франции. (предположительно) 

(Б). Православный фундаментализм.

  • М. В. Дмитриев: Православный фундаментализм и «Православие как таковое»: как их различить?

Комментарии:

Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

11 июля

А. Религия и международные отношения в современном мире.

Дискуссию открывает Д. И.  Полывянный: Конфессиональные аспекты современных международных отношений и мировой политики.

Выступают:

  • И.Л. Алексеев: Проект «атлантический ислам» движения «Мурабитун».
  • Р.М. Шукуров: Комментарии.
  • М. В. Дмитриев: Комментарии.

B. Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

  • О.И. Дзярнович: Презентация курса «Рецепция цивилизационного и культурного наследия Византии в Центральной и Восточной Европе»
  • Е.С. Петриковская: Презентация курса «Христианская антропология в сравнительном изучении (различные подходы к проблеме человека в западном и восточном христианском сознании)» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru) (предположительно)
  • Н.С. Поляков: Презентация курса «Православная и католическая антропология: различия и их последствия». (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru) (предположительно)
  • М.В. Дмитриев: Презентация курса «Православие и католицизм в истории Европы: различное и общее.» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru)

12 июля

А. Секуляризм, антиклерикализм, атеизм: как подойти к этой проблематике в наших курсах?

Дискуссию открывает М.В. Дмитриев: Секуляризм, антиклерикализм, атеизм: понятия, связь с западными и не-западными традициями, современные тенденции (взгляд практикующего не-специалиста)

Key speaker: Хр. Амальви (университет Монпелье III): Секуляризм и отделение церкви от государства в XX веке: французский опыт и «французская модель».

Выступают:

  • Р.М. Шукуров: Секуляризм, антиклерикализм, атеизм в не-западных обществах: «работают» ли здесь «универсальные» модели?
  • И.Л. Алексеев: Комментарии (предположительно)

В. Проблематика отделения церкви от государства в России в европейском и не-европейском контексте.

Key speaker: иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель отдела связей с общественностью Иваново-Вознесенской епархии РПЦ

Выступают:

  • Д. И. Полывянный

С. Discussing “model pages” and courses projects prepared by ReSET participants.

  • О.В. Безносова: Презентация курса «Конфессионализация в Зарадной и Восточной Европе в 16 -19 вв.» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru) (предположительно)
  • А.Ю. Михайлов: Презентация курса «Модерное православие: «историзация» и «национализация» государственной религии в поздней Российской империи (1860-е годы – 1917 год)» (программа курса – на сайте http: // reset.ivanovo.ac.ru).

13 июля

Обсуждение перспектив работы в 2010-2011 гг. и завершающего этапа проекта

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/