Программа сессии "Диалог, конфронтация и взаимные влияния религиозных традиций в Европе. Средние века – ХХ век."

Летняя сессия организована Ивановским государственным университетом, Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ при финансовой и организационной поддержке Института «Открытое общество», Центрально-Европейского университета и Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук.

Главную тему настоящей сессии («Диалог, конфронтация и взаимные влияния религиозных традиций») предлагается рассмотреть с точки зрения двух вопросов: а) как конфессиональные особенности религиозных традиций проявились во время их столкновения и взаимодействия; б) как формировались и развивались модели терпимого /нетерпимого отношение к другим религиям и как складывались разные модели сосуществования религиозных и культурных традиций в том или ином регионе Европы?

Задача каждой сессии в том, чтобы разработать и поместить на сайте ряд материалов, которые помогут освещать в наших курсах те или иные вопросы нашего проекта. Дискуссии будут основываться, отчасти, и на опыте и материалах нашей совместной работы в 2008–09 гг.

 

1 июля, среда.

Открытие летней сессии в Культурно-развлекательном центре г. Плеса, официальные и технические вопросы, планирование работы. Дальнейшая работа семинара проходит в зале пансионата «Актер»

Тема 1. «Греческое» и «латинское» христианство в Средние века: глубина расхождений и их последствия.

Тема 2. Последствия разделения христианства – как представлять эту проблему в наших курсах?

2 июля, четверг.

Тема 3. Западное и восточное христианство в Новое время: сходства и различия, отчуждение и сближение, взаимные представления.

  • Подтема 1. Религиозные традиции – мужчина / женщина – семья: насколько сильна зависимость гендерных реалий от специфики конфессиональных норм?
  • Подтема 2. Латинское христианство глазами «христианского Востока»; «греческое» христианство глазами «латинского Запада».

3  июля, пятница.

Тема 4. Православная, католическая и протестантская традиции в культуре Восточной и Юго-Восточной Европе в XVII – XIX в.

  • Подтема 1.  Эволюция православия и православной культуры Восточной и Юго-Восточной Европы в 17-19 вв.: состояние наших знаний и их применение в университетском образовании.
  • Подтема 2. Диалог христианских конфессий и культур в XIX – XX вв.: наследие средневековых противоречий, культурное и конфессиональное непонимание, попытки и перспективы сближения.

4 июля, суббота.

Тема 5. От религиозной нетерпимости - к «этнической» и «национальной» вражде? Спорные вопросы связи между религиозными традициями и этнонациональными конфликтами.

  • Подтема 1. Какова связь между средневековой нетерпимостью и национальными/этническими конфликтами в обществе Нового времени и современности?
  • Подтема 2. Религии и империи в XIX в.: Россия, Османская империя, империя Габсбургов, западные колониальные империи.

5 июля, воскресенье.

Выходной. Прогулка по Волге, экскурсии по Плесу

6 июля, понедельник.

Тема 6. Куда уходят корни межконфессиональной нетерпимости?

  • Подтема 1 Религиозная нетерпимость в христианских культурах: христианский Запад и христианский Восток (Византия и славянские православные культуры).
  • Подтема 2. Причины религиозной нетепимости в Европе Средних веков и нового времени:  Библия «сама по себе»? христианское богословие? социальные факторы? политические факторы? «природа человека»?

7 июля, вторник.

Тема 7. «Протестантский раскол» XVI века и его последствия. Как эта проблема трактуется в исторических исследованиях? Как нам говорить об этом в наших курсах?

  • Подтема 1. Реформация Мартина Лютера и протестантизм: почему? Проблематика «конфессионализации» в современных исследо­ваниях.
  • Подтема 2. Протестантизм и православные культуры Европы: диалог, неприятие, влияния.

8 июля, среда.

Тема 8. Европейские «религиозные войны» XVI – XVII вв. и их последствия.

  • Подтема 1. Религиозные войны XVIXVII вв. в Западной и Центральной Европе.  Конфликты между православными, униатами, католиками в Речи Посполитой 17 в.: как религиозные войны: состояние наших знаний и потребности университетского преподавания.
  • Подтема 2. Проблематика «религиозных войн» раннего нового времени в наших курсах: причины, последствия, роль в истории Европы, отличия Западной, Центральной и Восточной Европы.

9 июля, четверг.

Тема 9. «Классический» ислам и исламская традиция в Средние века и Новое время.

  • Подтема 1. «Классический» ислам и «исламская традиция» как религиозный и религиозно-культурный феномен – как представлять эту проблему в наших курсах?
  • Подтема 2. «Пост-классический», «реальный» ислам и мусульманские общества Востока и Юго-Востока Европы в Средние века и Новое время: что об этом сказать нашим студентам?

10 июля, пятница. 

Тема 10. От «классического» ислама к «мусульманской цивилизации» Нового времени.

  • Подтема 1. “Мусульманская цивилизация» в Новое время: фикция или реальность? Свобода, право и личность в «мусульманской цивилизации».
  • Подтема 2. Терпим или нетерпим ислам как таковой?

11 июля, суббота.

Выходной. Экскурсия в Кострому.

12 июля, воскресенье.

Тема  11. Современный ислам: сколько он «современен» и насколько опасен для других конфессий?

  • Подтема 1. Ислам, современная западная культура и вызовы ХХ-го века.

Круглый стол памяти С. Хантингтона

  • «Конфликт цивилизаций»: за и против.
  •  Возможен ли евроислам?

13 июля, понедельник.

Тема 12. Становление религиозной терпимости в Европе в XVII – XVIII вв: почему, как, когда? Почему становление религиозной терпимости было столь долгим и болезненным?

  • Подтема 1. Генезис религиозной терпимости в культуре западного христианства в Новое время: состояние научных знаний и пути их применения в университетском преподавании.
  • Подтема 2. Религиозная терпимость в Польско-Литовском государстве, Московской Руси, Османской империи  XVI – XVIII вв.

14 июля, вторник.

Тема 13. Религиозные корни европейской «модерности»? Христианские традиции, секуляризация и модернизация: XIX – XX вв.

Круглый стол:

  • Религиозные факторы как сила, препятствующая общественному прогрессу и  модернизации на Востоке? Как сила, стимулирующая прогресс на Западе?

Обсуждение итогов летней сессии, развития сайта и  работы программы на 2009-2010 учебный год.

Отъезд

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/