Программа сессии "Западное и восточное христианство перед лицом ислама. Средние века – XX век."

Семинар организован Ивановским государственным университетом, Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ при финансовой и организационной поддержке Института «Открытое общество», Центрально-Европейского университета, при содействии Франко-российского центра и гуманитарных и общественных наук, Российской академии наук и Дома наук о человеке (Париж).

Главную тему настоящей сессии предлагается рассмотреть с точки зрения двух вопросов: а) как конфессиональные особенности христианских традиций и ислама проявились во время их столкновения и взаимодействия; б) как формировались и развивались модели терпимого /нетерпимого отношения христиан к исламу и ислама – к христианству и как складывались разные модели сосуществования христианства и ислама в том или ином регионе Европы?

Задача сессии в том, чтобы разработать и поместить на сайте ряд материалов, которые помогут освещать в наших курсах те или иные вопросы нашего проекта. Дискуссии будут основываться, отчасти, и на опыте и материалах нашей совместной работы в 2008–2009 гг.

 

11 октября

Прибытие и размещение, планирование и модальности работы

12 октября

Тема 1. Ислам - христианство: терпимость и нетерпимость исламских культур к христианству и христианам. Как осветить этот сюжет в наших курсах?

Выступления, модули, материалы:

  • Ю. В. Шаповал (Астана): "Отношение к «другому» в классическом исламе".
  • Р.М. Шукуров (Москва): "Классический ислам и христианство. Ислам и византийское христианство. «Постклассический» ислам и христианство" (дискуссия на основе представленных Р.М. Шукуровым материалов).
  • Д.М. Полывянный (Иваново): "Исламизация православного населения Балкан в XV-XVIII вв. в современной историографии"

Круглый стол:

  • Так терпим или нетерпим ислам «как таковой»?
  • Key speakers: Ю.В. Шаповал (Москва), Д. И. Полывянный (Иваново), Д. Авон (Мэн, Франция).

13 октября.

Тема 1. "Христианство - ислам: терпимость и нетерпимость, модели сосуществования в Средние века и раннее новое время".

Выступления, модули, материалы:

  • Р. М. Шукуров (Москва): "Византийский» взгляд на ислам и мусульман (дискуссия на основе представленных Р.М. Шукуровым материалов)".
  • Д. И. Полывянный (Иваново): "Нечестивые" правители и православная культура Балкан в раннеосманскую эпоху (XV-XVI вв.): литературный дискурс и реальность.
  • А.Л.Осипян (Краматорск): "Пост-колониальные средние века: образ мусульманских народов в "Цветнике историй стран востока" Гетума Армянина (1307)".
  • Н.С. Поляков (СПб.): "Проявления нетерпимости к исламу в культуре Древней Руси как тема наших курсов".
  • М. В. Дмитриев (Москва): "Православная церковь и ислам в средневековой и Московской Руси: из опыта преподавания соответствующих сюжетов..
  • А. А. Любая (Минск). "Взгляд на татар и ислам в культуре Литовского княжества и Речи Посполитой в XIV – XVII вв."

Круглый стол:

  • Ислам и Европа: возможно ли взаимопонимание? Эдвард Саид и его наследие в применении к потребностям наших курсам.

Выступают:

  • М.В. Дмитриев (Москва): "Ориентализм" Эдварда Саида в наших университетских курсах".
  • Ю. В. Шаповал (Астана): Б. Луис и Э. Саид: два взгляда на востоковедение.
  • Д. Авон (Университет Мэна, Франция): Французский ориентализм и его конфессиональные вариации.
  • Д. И. Полывянный (Иваново): История взаимоотношений между исламским и христианским миром: современные альтернативные концепции (Э. Пагден, Дж. Хобсон и др.)
  • Е.А. Семичева (Белгород): Религиозное искусство: христианство и ислам. В каком контексте подавать эту тему в наших курсах?

14 октября.

Тема 1. Модели диалога и сосуществования исламских и христианских культур в новое и новейшее время. Ислам, Запад, Балканы в «эру национализма»: от вражды конфессиональной к вражде «национальной»?

  • Д. Авон (Университет Мэна, Франция): Протонацинальные и национальные дискурсы в исламских культурах нового времени: вокруг понятия «нахда» (Nahda).
  • И.Л. Алексеев (РГГУ): "Категории национального в исламском дискурсе нового времени: "миллет" и "умма""
  • Д.И. Полывянный (Иваново): "Исламизированное славянское население Балкан и национально-освободительное движение «титульных» народов: проблемы взаимоотношений"
  • Ю.В. Шаповал (Астана): "Особенности «мусульманский национализма» в Новое и Новейшее время" (в продолжение обсуждения проекта Р.М. Шукурова об исламе и нации)

Тема 2. Ислам и Россия в эпоху модернизации и национализма.

  • Д.Ю. Арапов (Москва): "Ислам, российское общество и правящие круги в Российской империи: тенденции взаимоотношений, 1750-1917 гг".
  • Ю. А. Иванов (Шуя): Восприятие мусульман провинциальным обществом Центра России в XIX в.
  • И.Л. Алексеев (РГГУ): Российское мусульманство в XIX – нач. XX вв: от исламского реформаторства к «мусульманскому» и этническим национализмам.
  • Ю. В. Шаповал: "Джадидизм в Российской империи в конце XIX - нач. XX века. Попытка реформирования ислама".
  • И.И. Лыман (Бердянск): "Миссионерская деятельность православного духовенства среди мусульман Крыма (последняя четверть 18-первая половина 19 ст.)".
  • Ф.А. Дорофеев (Н. Новгород): "Этническое и религиозное в жизни татар-мишарей Нижегородского края в 16-18 веках (о книге С.Б.Сенюткина "История татар Нижегородского Поволжья с последней трети 16 до начала ХХ века")"

15 октября.

Тема 1. Диалог и риски взаимодействия исламских и пост- христианских культур сегодня. Ислам и пост-христианские общества сегодня.

  • Д. Авон (Университет Мэна, Франция): "Исламо-христианский диалог в культурах французского языка"
  • Д.Ю. Арапов (Москва): "СССР и ислам: как подавать этот сюжет в наших курсах?"
  • Д.И. Полывянный (Иваново): "Мусульманские меньшинства Балкан в политике посткоммунистических государств Балкан (Болгария, Сербия, Македония)"

Тема 2. Права человека, демократия и свобода в контексте исламских и христианских традиций.

  • Ю.В. Шаповал (Астана): "Исламский взгляд на права человека (материалы и «модуль»).
  • Д. Авон (Университет Мэна, Франция): "Права человека, религии и деколонизация".
  • И.Л. Алексеев (РГГУ): "Исламизм, секуляризм и модернизация в современных мусульманских обществах: к переосмыслению проблемы".

16 октября.

Обсуждение материалов подготовленных курсов.

Заключительный круглый стол:

  • Как сблизить исламские и постхристианские культуры? Роль университета и кафедры.
  • Key speakers: Ю. Шаповал (Астана), Д. Авон (Франция), Д.Ю. Арапов (МГУ), И.Л. Алексеев (РГГУ)

Отъезд

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/