Бортник И.А., Осипян А.Л., Якубов В.В. Религиозная терпимость и нетерпимость в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском в XIV—XVII вв.

Рабочая программа курса

Краматорский экономико-гуманитарный институт, Украина
Полоцкий государственный университет, Белоруссия
Гуманитарный факультет
Специальность «История»
Курс ІІІ

Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на студентов специальности «история» и призван дополнить и углубить знания, полученные ими в ходе изучения таких предметов как «Религиоведение», «История Украины», «История Беларуси» и «История славянских народов».

Цель курса состоит в ознакомлении студентов-историков с: 1) представлениями о религиозной терпимости в позднесредневековой и раннемодерной Центрально-Восточной Европе, 2) условиями распространения толерантности в Польско-Литовском государстве в общеевропейском контексте XIV—XVII вв. и 3) историко-культур­ным феноменом религиозной толерантности в Речи Посполитой, ее региональными и сословными особенностями. В отличие от упомянутых выше курсов, данный курс предполагает более углубленное изучение тем, традиционно игнорируемых в больших курсах и не воспринимаемых как магистральные, которые, тем не менее, позволяют гораздо лучше понять религиозное многообразие Речи Посполитой, избежать упрощенных клише в понимании мировоззрения различных слоев ее общества. Спецкурс содержит 20 часов лекционных занятий и 10 часов практических занятий.

В задачи курса входит: 1) продемонстрировать специфику складывания Речи Посполитой как поликонфессионального государства, 2) на максимально широкой источниковой базе (правовой, религиозной и светской литературы) отработать со студентами пути реконструкции комплекса религиозного мировоззрения населения Речи Посполитой, 3) выявить идейно-теоретические факторы складывания проблемы толерантности в религиозно-философской и социально-политической мысли Речи Посполитой XVI—XVII вв.

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 30 аудиторных часов, 22 из которых отводится лекционным занятиям, 8 — семинарским занятиям. Из лекционных занятий студенты должны усвоить теоретический и базовый фактический материал, специальную терминологию. В ходе практических занятий студенты должны приобрести опыт работы с первоисточниками и исследовательской литературой, уметь анализировать, сравнивать и обобщать материал, делать выводы. Промежуточный контроль включает две аттестации на 7 и 13 неделе. Форма итогового контроля — зачет.

Лекционная часть курса

Тема 1. Понятие толерантности (2 ч.)

Развитие понятия толерантности в истории европейской культуры. Концепции негативной и позитивной толерантности. Специфика религиозной толерантности. Обзор классической и новейшей литературы: Януш Тазбир (1980, 1996), Кэрри Нидерман и Джон Ларсен (1996), Перез Загорин (2003), Бенджамен Каплан (2007).

Тема 2. Толерантность в европейском обществе в позднее средневековье и раннее новое время (2 ч.)

Традиции толерантности и интолерантности в истории европейской культуры. Религиозный раскол Европы в XVI в. и его оценка с точки зрения феномена толерантности. Социально-политические, социально-экономические и духовные факторы проявления толерантности в европейском обществе в раннее Новое время. Роль идей Ренессанса и Реформации в формировании концепции религиозной толерантности. Первые государственно-правовые акты религиозной терпимости (Аугсбургский договор 1555 г., Нантский эдикт 1598 г. и т. д.). Оценка социальных отношений в европейском обществе в раннее Новое время в контексте толерантности. Специфика религиозной ситуации в Московском государстве. Конфессиональные подходы к проблеме толерантности в раннее Новое время. Формирование идей толерантности в европейской религиозно-философской и социально-политической мысли.

Тема 3. Религиозная жизнь в XIV—XV вв. (2 ч.)

Религия в жизни позднесредневекового общества. Киевская митрополия в золотоордынский период. Перенос митрополичьего престола во Владимир-на-Клязьме и Москву. Создание Галицкой митрополии. Сарайская епархия православной церкви. Миссионерская деятельность доминиканцев и францисканцев среди кочевников Золотой Орды, в Крыму и Галицкой Руси. Кревская уния и крещение Литвы. Православная церковь в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском. Светская и духовная власть в поликонфессиональном государстве. Флорентийская уния. Разделение Киевской и Московской метрополий. Этноконфессиональное самосознание русинов. Распространение ислама в Золотой Орде и Крымском ханстве.

Тема 4. Реформация и Контрреформация в Речи Посполитой (2 ч.)

Реформация в Речи Посполитой. Распространение протестантизма на украинских и белорусских землях. Тридентский собор. Контрреформация. Орден иезуитов и его деятельность в сфере образования. Процессы конфессионализации в обществе и политике. Проблемы религиозной терпимости в Речи Посполитой в европейском контексте. Акт Варшавской конфедерации 1573 г. Сравнительная характеристика законодательства ВКЛ и Королевства Польского в сфере религиозных отношений. Государственная политика и правовые акты в сфере религиозных отношений конца XVI — первой половины XVII вв.; фактор толерантности в социально-полити­чес­кой борьбе данного периода. Контрреформация и сарматизм. Политико-правовое положение православной и униатской церквей в XVII в. Правовое ограничение толерантности и государственная политика в сфере религиозных отношений во второй половине XVII в.

Тема 5. Православная церковь в Речи Посполитой во второй половине XVI — XVII вв. (2 ч.)

Взаимоотношения православной церкви и государственных институтов Речи Посполитой в XVI—XVII вв. Православные братства на украинских землях. Православные иерархи и Рим. Брестская уния 1596 г. и ее влияние на государственную политику в религиозной сфере. Полемическая литература. Религиозная риторика и казацкие войны в Речи Посполитой XVII века. Православная церковь и Гетманат. Подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату в 1684 г.

Тема 6. Проблема толерантности в религиозно-философ­ской и социально-политической мысли Речи Посполитой XVI—XVII вв. (2 ч.)

Идейно-теоретические факторы складывания проблемы толерантности в религиозно-философской и социально-политической мысли в ВКЛ и Королевстве Польском. Идея национального собора и экуменический подход к проблеме толерантности (А. Ф. Мод­жевский). Формирование контрреформационного подхода к проблеме толерантности (С. Ориховский, М. Кромер, П. Скарга, М. Бембус и др.). Эволюция отношения к толерантности в протестантской мысли. Специфика подхода к проблеме толерантности в православной мысли. Идеи толерантности в учении «Польских и Литовских братьев». Морально-религиозные, политико-прагма­тические и правовые аспекты рефлексии проблемы толерантности. Специфика религиозно-философской и социально-политической мысли Речи Посполитой в решении проблемы толерантности в общеевропейском контексте.

Тема 7. Толерантность в системе социальных отношений Речи Посполитой: региональная специфика (2 ч.)

Толерантность в системе социальных отношений в Королевстве Польском, специфика отдельных регионов: Малая Польша, Великая Польша, Мазовия, Куявия. Особенности религиозной ситуации и проявления толерантности в Королевской Пруссии. Толерантность на украинских землях: Галичина, Волынь, Киевщина. Толерантность в системе религиозных отношений в Великом княжестве Литовском: специфика отдельных регионов. Особенности проявления феномена толерантности на восточных территориях ВКЛ и Королевства Польского (Смоленщина, Черниговщина). Толерантность в системе социальных отношений в Инфлянтах.

Тема 8. Толерантность в системе социальных отношений Речи Посполитой: сословная специфика (2 ч.)

Толерантность во взаимоотношениях и социальной практике шляхетского сословия. Религиозные взаимоотношения и толерантность в королевских городах. Правовое положение различных религиозных групп в городах с магдебургским правом, специфика отдельных городов. Практика межконфессиональных взаимоотношений на частновладельческих территориях; специфика религиозной ситуации в зависимости от конфессиональной ориентации владельцев; отношение к различным конфессиям на частновладельческих землях. Казачество в системе религиозных взаимоотношений. Статус иностранцев и проблема толерантности. Толерантность в мировоззрении и практической деятельности различных социальных групп: шляхта, мещанство, духовенство, крестьянство, казачество. Проблема «тумультов».

Тема 9. Статус и положение отдельных христианских конфессий в общественной системе Речи Посполитой (2 ч.)

Статус католической церкви. Положение католической церкви в ВКЛ и Королевстве Польском; характеристика отдельных регионов. Специфика положения католической церкви в Королевской Пруссии и Инфлянтах. Униатская церковь: статус и положение. Специфика и сравнительный анализ положения униатской церкви в ВКЛ и в Королевстве Польском. Эволюция статуса и положения православной церкви в ВКЛ и на украинских территориях Королевства Польского; региональная специфика. Протестантские конфессии в общественной системе Речи Посполитой: лютеране, кальвинисты, «чешские братья». Сравнительный анализ положения протестантских церквей различных регионах ВКЛ и Королевства Польского. Специфика положения лютеранской конфессии в Королевской Пруссии и Инфлянтах. Армяно-григорианская конфессия, ее статус и положение; попытки унии с католической церковью.

Тема 10. Польско-Литовское государство и мусульмане (2 ч.)

Взаимоотношения Королевства Польского и Великого княжества Литовского с мусульманскими странами. Формирование концепта antemurale в культуре сарматизма. «Литовские татары» / «чемерисы» в Литве, Беларуси, на Волыни (Острог) и Подолии (Бар). Статус мусульманской конфессии в ВКЛ и Королевстве Польском; специфика положения в контексте межконфессиональных отношений. Ислам и мусульмане в религиозной литературе Речи Посполитой.

Тема 11. Иудеи и караимы в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском (2 ч.)

Миграция евреев и караимов. Их правовой статус в Польско-Литовском государстве. Расселение евреев и организация иудейской общины. Специфика положения иудеев в различных регионах, в городах с магдебургским правом и в частных владениях. Караимы в Крыму, Галиче и Луцке.

Семинарские занятия

Семинар 1. Ксенофобия и религиозное насилие (2 ч.)

Образ «другого»: самоидентификация, стереотипы, предубеждения. Причины ксенофобии. Проблема религиозного насилия в католической, протестантской и православной литературе XVI—XVII вв.

Семинар 2. Стратегии интеграции и сегрегации в мещанской среде: на примере Львова в XIV—XVII вв. (2 ч.)

Разновекторность процессов интеграции и сегрегации в шляхетском и мещанском сословиях. Экономическая и конфессиональная составляющие правовой дискриминации мещан не-католиков во Львове. Пространственная и символическая сегрегация.

Литература

  1. Капраль М. М. Національні громади Львова XVI—XVIII ст.: Соціально-правові взаємини. Львів, 2003. (особенно с. 281—313).
  2. Капраль М. М. Правовое положение украинской общины города Львова XVI—XVIII вв. // Белоруссия и Украина. История и культура. М., 2003. С. 239—253.
  3. Лехаци С. Путевые заметки. М., 1965.
  4. Осіпян О. Л. «Реляція» Львівського католицького архієпископа Яна-Анджея Прухницького (1622 р.) як джерело з історії вірменської громади Львова // Український історичний журнал. 2006. № 2.
  5. Осипян А. Л. За правами к королю: власти, религия и конструирование полезного прошлого армянской общиной Львова в XVI—XVII вв. // Казус. Уникальное и индивидуальное в истории. 2006. М., 2007. С. 296—333.
  6. Привілеї міста Львова XIV—XVIII ст. / упор. М. Капраль. Львів, 1998.
  7. Привілеї національних громад міста Львова (XIV—XVIII ст.) / упор. М. Капраль. Львів, 2000.
  8. Janeczek A. Ethnicity, Religious Disparity and the Formation of the Multicultural Society of Red Ruthenia in the Late Middle Ages // On the Frontier of Latin Europe. Integration and Segregation in Red Ruthenia, 1350—1600 / ed. by Thomas Wünsch and Andrzej Janeczek.Warsaw, 2004.
  9. Łoziński W. Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie w XVI—XVII wieku. Lwów, 1892.

Семинар 3. Языки самоописания Львова XVII в.: сравнительный анализ двух текстов (2 ч.)

Практическое занятие предполагает работу с фрагментами двух текстов по истории Львова, а именно, описания основания города и его населения. Авторы — львовские мещане, жившие в конце XVI—XVII вв. — Иоганн Альнпек / Алембек («Описание города Львова») и Юзеф-Бартоломей Зиморович («Тройной Львов»). Медленное чтение и контент-анализ избранных фрагментов. Влияние гуманизма и Контрреформации, классических (античных) текстов и антикварной литературы на описания города. Способы передачи пограничного положения города в текстах. Основные этно-конфессиональные группы горожан Львова, их позиционирование и разграничение в жизни и текстах. Ценностные ориентиры и литературные приемы авторов. Формирование студентами собственных исследовательских тем на перспективу.

Вопросы, на которые студенты должны дать ответ, работая с текстами и изложить их в своих докладах:

  1. На чем авторы делают акцент? (использовать результаты контент-анализа). Контекст использования терминов: есть ли отличия?
  2. С помощью каких приемов передано: а) пограничное положение города; б) границы между конфессиями/«нациями» в городе?
  3. Как авторы представляют мотивацию основателей города, поселивших в нем представителей разных конфессий?
  4. В чем вы видите влияние современных авторам реалий межконфессиональных отношений эпохи Контрреформации на их описание прошлого?

Литература

  1. Alnpekius I. Topographia civitatis Leopolitanae // Rachwał S. Jan Alnpek i jego «Opis miasta Lwowa» z początku XVII w. Lwów, 1930. (перевод избранных фрагментов).
  2. Zimorowіcz J.-B. Leopolis triplex // Zimorowіcz J.-B. Opera quibus res gestae urbis Leopolis illustrantur / Edidit C. J. Heck. Lwów, 1899. (перевод избранных фрагментов).
  3. Charewiczowa Ł. Historiografia i miłosnictwo Lwowa. Lwów, 1938.
  4. Heck K. Materialy do biografii Józefa Bartłomieja i Szymona Zimorowiczów (Ozimków). Kraków, 1895.
  5. Heck K. Józef Bartlomiej Zimorowicz burmistrz, poeta i kronikarz lwowski. Lwów, 1897.
  6. Rachwał S. Jan Alnpek i jego «Opis miasta Lwowa» z początku XVII w. Lwów, 1930. P. 1—9.
  7. Różycki E. Alembekowie i ich księgozbiory. Z dziejów kultury umyslowej mieszczaństwa lwowskiego okresu renesansu i baroku. Katowice, 2001.
  8. Skoczek J. Lwowskie inwentarze biblioteczne w epoce renesansu. Lwów, 1939. S. 161—164.

Семинар 4. Проблема индивидуального выбора конфессиональной принадлежности в эпоху Реформации (2 ч.)

Изучение автобиографического письма польского гуманиста Станислава Ориховского (Orzechowski) предполагает подготовку студентами докладов, в которых они должны выделить основные концепты авторского текста, а также дать ответы на следующие вопросы:

  1. Как автор идентифицирует себя и свою родину?
  2. С какой целью отец отправил С. Ориховского на учебу в Вену?
  3. Чем именно «соблазняли» С. Ориховского (по его словам) Мартин Лютер и Филипп Меланхтон?
  4. Каких античных авторов изучал С. Ориховский?
  5. Чем отец мотивировал свое желание видеть Станислава священником?
  6. Какой догмат католической церкви С. Ориховский критиковал с наибольшей силой? Почему?
  7. Какие достоинства невесты обусловили выбор С. Ори­хов­ского? В каком порядке вы бы расположили эти качества?
  8. Что в действиях епископов возмутило шляхту? Почему она встала на защиту Ориховского?
  9. Как бы вы охарактеризовали религиозные чувства С. Ори­ховского?
  10. Каково ваше отношение к С. Ориховскому?

Литература

  1. Оріховський-Роксолан С. Лист до Яна Франціска Коммендоні: 10 грудня 1564 р. // Українська література XIV—XVI ст. Київ, 1988. С. 155—166.

На занятии происходит презентация и обсуждение докладов.

Основная литература по курсу

  1. Белозеров И. В. Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений // Вестник Моск. ун-та (серия 8. История). 2003. № 3. С. 3—21.
  2. Бортник И. А. Проблема толерантности в православной полемической мысли Речи Посполитой в 1596—1632 гг. // Исследования по истории Восточной Европы. Минск, 2008. Вып. 1. С. 184—202.
  3. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. / редкол. : М. В. Дмитриев, Б. Н. Флоря, С. Г. Яковенко. Ч. 1—2. М., 1997.
  4. Вердум У. фон. Щоденник подорожі, яку я здійснив у роки 1670, 1671, 1672... через королівство Польське // Жовтень. 1983. № 9/10.
  5. Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004.
  6. Дашкевич Я. Р. Вірменська церковна адміністрація в Україні: початковий розвиток // Східний світ. 1999. № 1/2. С. 39—47.
  7. Дашкевич Я. Р. Данило Романович і єпископ Петро в освітленні караїмського джерела // Дашкевич Я. Р. Постаті. Нариси про діячів історії, політики, культури. Львів, 2007.
  8. Дмитриев М. В. Православие и Реформация: реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. М., 1990.
  9. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М., 2002.
  10. Зема В. Є. Флорентійська унія та автокефалія церкви // Київська старовина. 2003. № 1. С. 53—67.
  11. Історія релігії в Україні / під ред. А. М. Колодного. Київ, 1999.
  12. Капраль М. М. Між двома уніями: правові конфлікти української громади та магістрату у Львові в другій половині XVI ст. // Київська старовина. 2002. № 1. С. 50—62.
  13. Капраль М. М. Національні громади Львова XVI—XVIII ст.: Соціально-правові взаємини. Львів, 2003. (особенно с. 281—313).
  14. Капраль М. М. Правовое положение украинской общины города Львова XVI—XVIII вв. // Белоруссия и Украина. История и культура. М., 2003.
  15. Кленович С. Ф. Роксоланія // Українська поезія XVI ст. Київ, 1978.
  16. Кузьмук О. Межигірський монастир і Запорозька Січ // Київська старовина. 2003. № 3. С. 21—44.
  17. Марозава С. В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596—1839 гады). Гродна, 2001.
  18. Неменский О. Б. Русская идентичность в Речи Посполитой в конце XVI — первой половине XVII в. (по материалам полемической литературы) // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века — новое время. М., 2008.
  19. Оріховський-Роксолан С. Лист до Яна Франціска Коммендоні: 10 грудня 1564р. // Українська література XIV—XVI ст. Київ, 1988.
  20. Осіпян О. Л. «Реляція» Львівського католицького архієпископа Яна-Анджея Прухницького (1622 р.) як джерело з історії вірменської громади Львова // Український історичний журнал. 2006. № 2.
  21. Осипян А. Л. За правами к королю: власти, религия и конструирование полезного прошлого армянской общиной Львова в XVI—XVII вв. // Казус. Уникальное и индивидуальное в истории. 2006. М., 2007.
  22. Пелешко Ю. Київський митрополит Ісидор і доля Флорентійської унії в Україні // Київська старовина. 2000. № 2.
  23. Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.
  24. Привілеї міста Львова XIV—XVIII ст. / упор. М. Капраль. Львів, 1998.
  25. Привілеї національних громад міста Львова (XIV—XVIII ст.) / упор. М. Капраль. Львів, 2000.
  26. Савченко С. В. Полемічна література XVI—XVII ст. в українській історіографії // Український історичний журнал. 2007. № 5. С. 158—173.
  27. Савченков В. Космо де Торрес, Уния и Конгрегация по распространению веры: к вопросу об обновлении статуса Варшавской Нунциатуры в начале 20-х годов XVII в. // Ucrainica Petropolitana. СПб., 2008. Вып. 2. С. 38—44.
  28. Семчинський С. Петро Могила — митрополит, учений // Пам’ять століть. 1997. № 3. С. 114—159.
  29. Тимошенко Л. Михайло Рагоза і Берестейська унія // Київська старовина. 2000. № 5. С. 96—105.
  30. Тимошенко Л. Два листи Іпатія Потія до Лева Сапєги // Київська старовина. 2002. № 1. С. 103—113.
  31. Тимошенко Л. Берестейські церковні собори у жовтні 1596 р.: підготовка, склад учасників та провідники // Україна в Центрально-Східній Європі. 2007. Вип. 7. С. 141—166.
  32. Шевченко Т. Єзуїтське шкільництво на українських землях останньої чверті XVI — середини XVII ст. Львів, 2005.
  33. Яковенко Н. М. Латинське шкільництво і «шкільний гуманізм» в Україні кінця XVI — середини XVII ст. // Київська старовина. 1997. № 12. С. 11—27.
  34. Яковенко Н. М. Релігійні конверсії: спроба погляду зсередини // Яковенко Н. М. Паралельний світ. Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVI—XVII ст. Київ, 2002.
  35. Яковенко Н. М. Нарис історії середньовічної та ранньомодерної України. Київ, 2005.
  36. Abracham W. Powstanie organizacyi kościoła łacinskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1.
  37. Album civium Leopoliensium. Rejestry przyjec do prawa miejskiego we Lwowie / Wydal Andrzej Janeczek. Poznan ; Warszawa, 2005. T. 1.
  38. Bogucka M. Szlachta polska wobec wschodu turecko-tatarskiego: między fascynacją a przerazeniem (XVI—XVIII w.) // Sląski kwartalnik historyczny Sobótka. 1982. № 3—4. S. 185—93.
  39. Borawski P. Z dziejów kolonizacji tatarskiej w Wielkim księstwie Litewskim i w Polsce (XIV—XVII w.) // Przegląd Orientalistyczny. 1977.
  40. Borawski P. Tolerancja religijna wobec ludności tatarskiej w Wielkim księstwie Litewskim (XVI—XVIII) // Przegląd Humanistyczny. 1981. T. 7.
  41. Borawski P. Asymilacja kulturowa Tatarów w Wielkim księstwie Litewskim // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 1992. T. 36. S. 163—192.
  42. Borawski P., Sienkiewicz W. Chrystianizacja Tatarów w Wielkim księstwie Litewskim // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 1989.
  43. Charewiczowa Ł. Ograniczenia gospodarcze nacyj schyzmatyckich i żydów we Lwowie XV—XVI w. Lwów, 1925.
  44. Chodynicki K. Kościół prawosławny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny 1370—1632. Warszawa, 1934.
  45. Cynarski S. Sarmatyzm — ideologia i styl życia // Polska XVII wieku: państwo — społeczeństwo — kultura / pod red. Janusza Tazbir. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1969. S. 220—243.
  46. Dworzaczkowa J. Вracia czescy w Wielkopolsce w XVI i XVII wieku. Warszawa, 1997.
  47. Dzięgielewski J. O tolerancję dla zdominowanych. Polityka wyznaniową Rzeczypospolitej w latach panowania Władysława IV. Warszawa, 1986.
  48. Fram E. Ideals Face Reality: Jewish Law and Life in Poland, 1550—1655. Cincinnati, 1997.
  49. Gąsiorowski S. Karaimi w Koronie i na Litwie w XV—XVIII wieku. Kraków ; Budapeszt, 2008.
  50. Gębarowicz M. Jan Andrzej Próchnicki (1553—1633). Mecenas i bibliofil. Szkic z dziejów kultury w epoce Kontrreformacji. Kraków, 1980.
  51. Goldberg J. De Non-tolerandis Judaeis: On the Introduction of Anti-Jewish Laws in Polish Towns and the Struggles Against Them // Studies in Jewish History: Presented to Prof. R. Mahler on His Seventy-fifth Birthday, ed. by S. Yeivin. Merchavia, 1974. P. 39—52.
  52. Historia Kościola w Polsce. T.1 (do 1764). Cz.2 (od 1506) / red. Ks. B. Kumor, ks. Z. Obertyński. Poznań ; Warszawa, 1974.
  53. Janeczek A. Ethnicity, Religious Disparity and the Formation of the Multicultural Society of Red Ruthenia in the Late Middle Ages // On the Frontier of Latin Europe. Integration and Segregation in Red Ruthenia, 1350—1600, ed. by Thomas Wünsch and Andrzej Janeczek. Warsaw, 2004.
  54. Kąkolewski I. Między korupcją a ksenofobią. Zmiany w postrzeganiu zjawiska korupcji w dawnej Rzeczypospolitej. Zarys problem // Przegląd Historyczny. 2007. T. 98. Zs. 1. S. 11—26.
  55. Kaplan B. J. Divided by Faith: Religious Conflict and the Practice of Toleration in Early Modern Europe. Belknap Press, 2007.
  56. Kasprowicz T. Obraz Żyda w twórczości Mikolaja Reja // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 1987. T. 32. S. 65—75.
  57. Kempa T. Wobec kontrreformacji. Protestanci i prawosławni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczypospolitej w końcu XVI i w pierwszej połowie XVII wieku. Toruń, 2007.
  58. Klonowicz S. F. Worek Judaszów / oprac. K. Budzyk, A. Obrębska-Jabłońska. Wrocław, 1960.
  59. Klonowicz S. F. Roxolania. Warszawa, 1996.
  60. Kosman M. Reformacja i kontrreformacja w Wielkim księstwie Litewskim świetle propogandy wyznaniowej. Wrocław etc., 1973.
  61. Kosman M. Protestanci i kontrreformacja. Z dziejów tolerancji Rzeczypospolitej XVI—XVII wieku. Wrocław etc., 1978.
  62. Kot S. Ideologia polityczna i społeczna Braci Polskich zwanych Arjanami. Warszawa, 1932.
  63. Kowalska Z. Mikołaja Rozembarskiego traktat z 1499 r. o pochodzeniu Tatarów: studium krytyczne i edycja traktatu. Kraków, 1993.
  64. Łoziński W. Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie w XVI—XVII wieku. Lwów, 1892.
  65. Maliszewski K. W kręgu staropolskich wyobrażeń o świecie. Lublin, 2006.
  66. Mironowicz A. Kościół prawosławny w dziejach dawnej Rzeczypospolitej. Białystok, 2001.
  67. Difference and Dissent: Theories of Toleration in Medieval and Early Modern Europe / ed. by C. J. Nederman, J. C. Laursen. Lanham, 1996.
  68. Newiara A. Wyobrażenia o narodach w pamiętnikach i dziennikach z XVI—XIX wieku. Katowice, 2000.
  69. Ogonowski Z. Z zagadnień tolerancji w Polsce XVII wieku. Warszawa, 1958.
  70. Pelc J. Kontreformacja, sarmatyzm a rozwój literatury polskiej (od renesansu do baroku) // Wiek XVII — Kontreformacja — Barok. Prace z historii kultury / pod red. Janusza Pelca. Wrocław ; Warszawa ; Kraków, 1970.
  71. Pidou A.-M. Krótka wiadomość o obecnym stanie, początkach i postępie misyi apostolskiej do ormian w Polsce, Wołoszczyznie i sąsiednych krajach // Żródła dziejowe. Warszawa, 1876. T. 2.
  72. Plokhij S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford, 2001.
  73. Quirini-Popławska D. Polska Azylem europejskich emigrantów na przełomie wieków średnich i nowożytnych // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 1993. T. 37. S. 35—45.
  74. Relacje nuncjuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 do 1690. Berlin; Poznań, 1864. T. 1—2.
  75. Schramm G. Der polnische Adel und die Reformation 1548—1607. Wiesbaden, 1965.
  76. Skwarczyński K. Stanowisko cudzoziemców w dawnem polskim prawie koronnem. Lwów, 1931.
  77. Sobieski W. Nienawiść wyznaniowa tłumów za rządów Zygmunta III-go. Warszawa, 1902.
  78. Stopka K. Ormianie w Polsce. Kraków: Księgarnia Akademicka, 2000.
  79. Sułowska Z. Działalność nuncjusza Viscontiego w Polsce (1630—1635) // Roczniki Humanistyczne. 1960. T. 9. Zs. 2. S. 31—60.
  80. Tazbir J. Ze studiów nad ksenofobią w Polsce w dobie renesansu // Przegląd Historyczny. 1957. T. 48. Zs. 4.
  81. Tazbir J. Sarmatyzacja katolicyzmu w XVII wieku // Wiek XVII — Kontreformacja — Barok. Prace z historii kultury/ Pod red. Janusza Pelca. Wrocław, Warszawa, Kraków, 1970. S. 7—37
  82. Tazbir J. Tradycje tolerancji religijnej w Polsce. Warszawa, 1980.
  83. Tazbir J. Reformacja — Kontreformacja — tolerancja. Wrocław, 1996.
  84. Tazbir J. Początki polskiej ksenofobii // Tazbir J. Sarmaci i świat. Kraków, 2001.
  85. Teter M. Kilka uwag na temat podziałów społecznych i religijnych pomiędzy Żydami i chrześcijanami we wschodnich miastach dawnej Rzeczpospolitej // Kwartalnik Historii Zydów. 2003. № 3 (207).
  86. Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII—XVIII w. Warszawa, 1989.
  87. Tyszkiewicz J. Karaimi na Rusi i Litwie do 1388 roku // Przegląd Orientalistyczny. 1999. № 3—4.
  88. Wiśniewska H. Renesansowe życie i dzieło Sebastiana Fabiana Klonowicza. Lublin, 2006.
  89. Zakrzewska-Dubasowa M. Organizacja gminy ormiańskiej w Zamosciu w XVI—XVII wieku // Nadbitka «Rocznika Lubelskiego». T. III.
  90. Zakrzewska-Dubasowa M. Skrawek Orientu pod zamojskim niebem // Res Historica. 2005. T. 20. S. 155—164.
  91. Zakrzewski A. B. O asymilacji Tatarów w Rzeczypospolitej w XVI—XVIII w. // Tryumfy i porażky. Studia z dziejów kultury polskiej XVI—XVIII w. / red. M. Bogucka. Warszawa, 1989. S.75—96.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.history.org.ua
  2. http://www.izbornyk.ua
  3. http://www.litopys.org.ua
  4. http://www.myslenedrevo.com.ua
  5. http://www.starbel.narod.ru

© Бортник И.А., Осипян А.Л., Якубов В.В., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/