Безносова О.В. Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в XVI—XIX вв.

Рабочая программа курса-семинара

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара
Факультет исторический
Специальность (направление, программа) всемирная история
Курс 5, МА

Пояснительная записка

В современном постсоветском обществе происходит утверждение плюрализма в общественном, гражданском и религиозном сознании. Поэтому деидеологизация университетского образования, с применением сравнительных и междисциплинарных подходов в разработке лекционных и практических курсов стала особенно актуальной. В данном контексте рассмотрение социальной (социокультурной) истории Европы с точки зрения альтернативных исследовательских подходов и теорий представляется весьма своевременным и весьма актуальным.

Главная цель семинарапомочь студентам познакомится с теорией конфессионализации, которая в настоящий момент является парадигмой в исследованиях раннего нового времени в истории Европы; показать перспективы и исследовательские возможности рассмотрения общеизвестных исторических фактов того времени с ее точки зрения. Эта цель предполагает решение следующих задач: во-первых, ввести участников в проблематику методологии исторических аспектов социальных исследований религии; во-вторых, обозначить подходы и проблематику сравнительного изучения истории развития «западного» и «восточного» христианства в Новое время как двух конфессионально-куль­тур­ных традиций (цивилизаций).

Междисциплинарные связи курса базируются на использовании теоретических достижений исторической науки, философии, религиоведения и социологии религии.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

— основные подходы теории конфессионализации к исследованию европейской истории;

— изучить роль религиозного фактора в жизни разных групп населения изучаемых регионов (стран), изменение их соотношения с течением времени, исторических и социальных условий существования общества;

— определить основные стереотипы в понимания роли религиозных (христианских) традиций в истории народов Европы и пути их преодоления.

В результате изучения дисциплины студенты должны владеть навыками: освоения и использования учебной богословской и исторической информации; системного и сравнительного анализа и критического мышления; работы с текстами разной (противоположной) идеологической направленности.

Планирование курса

Количество часов — 18. Спецкурс будет проходить в формате курса-семинара, а это значит, что студенты должны прочитывать рекомендованные к очередному практическому занятию источники, статьи, главы из монографий и подготавливать ответы на заданные вопросы. Во время сдачи модулей и итогового зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изучавшихся в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы).

При преподавнии курса используются как лекционные, так и практические занятия в форме: круглых столов; дискуссий; экскурсий; ролевых игр.

Контролируемая самостоятельная работа студентов включает в себя: подготовку эссе, подготовку к круглому столу и дискуссии, а также создание мультимедийных презентаций по проблематике спецкурса.

Данный спецкурс разработан для преподавания в университетах Украины и России, однако возможна его адаптация для анализа истории других восточноевропейских стран.

Лекционная часть курса

Предлагается форма семинара, поэтому основное время планируется выделить на самостоятельную работу студентов. Поэтому лекционная часть курса состоит из вводной лекции, в которой излагаются базовые элементы теории конфессионализации, основные категории и понятия, значение которых необходимо для самостоятельной работы студентов с рекомендованной литературой. В качестве материала для сравнительного анализа с точки зрения теории конфессионализации взята история преобразования западноевропейского общества под влиянием событий Реформации (XVI—XIХ вв.) и история одной из восточноевропейских стран (Московское царство \ Российская империя) в XVIII—XIХ вв.

Спецкурс состоит из двух модулей, в первом из которых рассматриваются базовые основы теории конфессионализации и варианты ее практического применения на примере всемирной и отечественной истории. Второй модуль предполагает собственно самостоятельную работу студентов, во время которой они на основании текстов, созданных как противниками, так и сторонниками Реформации, анализируют их роль в развитии общества в контексте сравнительного изучения истории развития «западной» и «восточной» христианских цивилизаций.

Модуль 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Тема 1. Введение в проблематику и методологию спецкурса. Историография проблемы (вводная лекция) (2 ч.)

Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации. Историография проблемы. Основные положения теории конфессионализации. Этапы развития процесса конфессиона­лиза­ции, его социальные функции и последствия.

Тема 2. Подходы и проблематика сравнительного изучения истории Европы в Новое время в контексте теории конфессионализации (2 ч.)

— в чем суть феномена конфессионализации?

— каково его происхождение и формы проявления?

— насколько теория конфессионализации применима к процессам в Центральной и Восточной Европе (православному миру и пограничным территориям между западным и Восточным миром (Польше, Украине, Белоруссии)?

Тема 3. Влияние религии (христианства) на пути развития западноевропейской и восточноевропейской цивилизации в раннее Новое время (2 ч.)

— конфессионализация как форма модернизации общества — ее пути для западной и восточной христианской цивилизации (аспекты социальной дисциплинаризации);

— факторы моноэтничности и полиэтничности в ускорении/замедлении процессов развития конфессионализации

— специфика Украины как перекрестка между Западом и Востоком в контексте проблем конфессионализации.

Модуль 2. РЕФОРМАЦИЯ И КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ НА ЗАПАДЕ И ВОСТОКЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Тема 1. Протестантская Реформация и ее последствия для религиозной жизни Западного мира (Европы) (2 ч.)

Причины зарождения реформационных движений. Умеренная (Магистерская) и Радикальная реформации: основные идеи, формы построения церковной и общественной жизни (образ общества), роль и место в реформационных процессах и модернизации общества.

Тема 2. Формы развития Реформации на Западе и Востоке (2 ч.)

Умеренная (Магистерская) и Радикальная реформация на Западе: основные идеи, формы построения церковной и общественной жизни (образ общества), роль и место в реформационных процессах и модернизации общества. Сектантские движения («евангельское движение») на Востоке: основные идеи, формы построения церковной и общественной жизни (образ общества), роль и место в реформационных процессах и модернизации общества (сравнительный анализ с западными аналогами).

Тема 3. Католическая реформа и ее последствия для религиозной жизни Европы (2 ч.)

Причины зарождения реформационного движения внутри Католической церкви. Самореформация Католической церкви и политическая Контрреформация в Европе.

— (дискуссия) Возможно ли сравнивать положение и роль Католической церкви в национальных государствах послереформационной Западной Европы и Православной церкви в России / Украине?

Тема 4. Пути развития христианства и его конфессионализация на Западе и Востоке в эпоху модернити (заключительный «круглый стол») (2 ч.)

Насколько возникновение Реформации (→второго поколения протестантизма → постпротестантского христианства) было безальтернативным для западного и восточного христианства?

Новые конфессии на перекрестке культур: особенности развития протестантизма «западного» и «восточного» типов и возникновение «иной» ментальности на православной культурной почве России / Украины.

Интерактивная часть курса

В самостоятельной работе студентов предполагается активное использование ридера:

  1. Алексий (Дородницын), епископ. История религиозно-рациона­листического движения на юге России во второй половине XIX ст. Казань, 1909.
  2. Васильева О. Современный русский протестантизм: в поисках себя // Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Вып. 33. СПб., 2004. C. 96—100.
  3. Глинчикова С. Н. Раскол или срыв «русской Реформации»? М., 2008.
  4. Дик К. Дж. Радикальная реформация. История возникновения и развития анабаптизма (доступно в Интернете).
  5. Дронов И. Взгляды реформаторов на природу церкви // Богомыслие: Альманах (Одесская Богословская Семинария). 1994. № 5.
  6. Корзо М. А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени // Этическая мысль: Сектор этики Института философии РАН. Вып. 4. М., 2003. (доступна в Интернете).
  7. Плохій С. «Наливайкова віра»: козацтво та релігія в ранньомодерній Україні. К., 2006.
  8. Zhuk S. Russia's Lost Reformation: Peasants, Millennialism, and Radical sects in Southern Russia and Ukraine, 1830—1917. Baltimore ; London, 2004.

Темы эссе, проектов, докладов, курсовых работ

  1. Теория конфессионализации как парадигма исследований всемирной истории.
  2. Конфессионализация и модернизация Западной Европы.
  3. Реформационные процессы среди восточного и западного христианства (сравнительный анализ).
  4. Особенности развития реформационных процессов на православной почве (на примере России / Украины).
  5. Магистерская Реформация в странах Западной и Восточной Европы.
  6. Причины и особенности развития Радикальной Реформации.
  7. Причины и особенности развития второго поколения протестантизма.
  8. Радикальная Реформация на Западе и Востоке Европы (сравнительный анализ).
  9. Ранняя Реформация XVI—XVII cт. на православных землях (Россия / Украина / Беларусь).
  10. Поздний протестантизм XIХ cт. на православных землях (Россия / Украина / Беларусь).
  11. Проблемы русского, украинского и белорусского право­сла­вия в XV—XVII вв.: церковные процессы и антицерковные движения.
  12. Возникновение протестантизма на православной почве (духоборчество и молоканство) и под влиянием западного христианства (баптизм, евангельское христианство и пр.).
  13. Специфические особенности идеологии и обустройства социального «тела» российско-украинского протестантизма, его отличия от западных образцов и аналогов.

Проблемные вопросы курса

  1. Насколько возникновение Реформации (→ второго поколения протестантизма → постпротестантского христианства) было безальтернативным для западного христианства?
  2. Имела ли место «православная» Реформация?
  3. Насколько разновекторным был процесс Реформы и конфессионализации на Востоке и Западе?
  4. Насколько самореформирование Католической церкви способствовало модернизационным процессам в странах, оставшимся католическими? В чем причина «отставания» процессов становления в них эпохи модернити от протестантских стран?
  5. Имела ли место конфессионализация на Востоке (и России / Украине / Белоруссии в частности) и каковы ее основные формы проявления и пути развития?
  6. Феномен Унии для украинских и белорусских земель. Что это было: поражение православия/победа католицизма или шаг вперед в развитии христианства?
  7. Можно ли ставить вопрос о влиянии процессов Реформации и Конфессионализации в Европе на развитие России (Московского государства — Петербургской империи)?
  8. Можно ли говорить о попытках самореформации Православной церкви в ХIХ — начале ХХ ст.?
  9. Насколько религиозные движения XVIII — начала ХХ ст. повлияли на православный мир Российской империи? Можно ли считать эти процессы началом православной Реформации (и конфессионализации) или они начались в эпоху Раскола? Как они отразились на украинском православии?

Основная литература

  1. История европейской Реформации: конспект лекций по истории Западных конфессий для IV курса Киевской Духовной Академии / Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Доступно в Интернете.
  2. Конфессионализация в западной и восточной Европе в раннее Новое время: доклады русско-немецкой научной конференции 14—16 ноября 2000 г. / под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2004.
  3. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира : пер. с англ. М. Колопотина. М., 2008.
  4. Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555—1648. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2008.
  5. Хусто Л. Гонсалес. История христианства. Т. 2, ч. 1 : Реформация. (доступно в Интернете).
  6. Скальфи Р. «Я с вами до скончания века» (Краткая история католической церкви). М., 2000. С. 113—135.
  7. Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fuer Reformationsgeschichte 1993. Guetersloh, 1995.
  8. Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur Reformationsgeschichte. 68 (1977). S. 226—251.
  9. Schilling H. Early Modern European Civilization and its Political and Cultu­ral Dynamism. The Menahem Stern Jerusalem Lectures. Hanover, 2008.
  10. Schilling H. (Hrsg.) Konfessioneller Fundamentalismus. Religion als politischer Faktor im europäischen Mächtszstem um 1600: Schriften des Historischen Kollegs Kolloquien. Kolloquien 70 / Herausgegeben von Heinz Schilling unter Mitarbeit von Elisabeth MüllerßLuckner. München, 2007.
  11. Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden, 1992.

Интернет-ресурсы

  1. Библиотека Гумер: www.gumer.info
  2. Библиотека Documenta Anabaptistica: www.anabaptistica.org
  3. Библиотека Bible Studies: www.biblicalstudies.ru
  4. Библиотека Реформатской церкви: www.Reformed.org.ua
  5. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»: http://www.sedmitza.ru

Программа курса составлена с использованием материалов проф. М.В. Дмитриева.
© Безносова О.В., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/