Шаповал Ю.В. Национальный дискурс в исламской традиции

Рабочая программа курса

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Казахстан,
Факультет социальных наук
Специальность: Религиоведение, магистратура
Курс 1

Пояснительная записка

Взаимодействие между исламом и национализмом является важным фактором, определяющим общественно-политическое развитие в странах распространения ислама. В ходе истории возникли различные варианты соотношения ислама и национализма: от исламистских до секуляристских, изучение которых позволит понять особенности национализма в исламских странах. Нам в основном известен западное видение нации, которое не релевантно исламскому традиции. Муслуьманский мир выработал своё понимание «нации», исходя из своих цивилизационных особенностей.

Цель спецкурса — исследовать особенности национального дискурса в странах распространения ислама, показать дискуссионный характер данной темы, рассмотреть основные позиции по этому вопросу.

Задачи изучения дисциплины: обозначить блок дискуссионных вопросов по этой теме; рассмотреть вопросы религиозных и межэтнических отношений в священных текстах ислама; раскрыть понятие «мусульманский национализм» и показать его противоречивость; обозначить основные варианты взаимодействия ислама и национализма в рамках «мусульманского национализма»; изучить особенности арабского национализма и других разновидностей национализма в мусульманских странах.

Содержание спецкурса предполагает изучение особенностей национального дискурса в исламских странах, концепта «мусульманского национализма», дискуссии по данной проблематике.

Планирование спецкурса

Спецкурс рассчитан на 36 часов, из них 20 часов лекционных занятий и 16 часов семинарских. Промежуточный контроль — реферат. Итоговый контроль — зачет.

Лекционная часть курса

Тема 1. Вводная лекция. Ислам и национализм: возможность взаимодействия? (2 ч.)

Ключевые понятия и проблемные вопросы темы «мусульман­ский национализм». Аннотационный библиографический обзор по теме. Ислам и нация в исламоведческом дискурсе: основные концептуальные позиции. Две основные тенденции в исламской общественно-политической мысли: мусульманский максимализм и «мусульманский национализм» и их роль в исламском мире в Новое и Новейшее время.

Тема 2. Вопросы религиозных и межэтнических отношений в Коране и Сунне (2 ч.)

Проблематика межэтнических и межрелигиозных отношений в Коране и Сунне. Дефиниции этнического в тексте Корана: «нас» — народ, «халк» — народ как творение Бога; «шу`б» — народ как племя, этнос; «каум» — народ как население страны; «джама`ат каумийа» — национальная общность, «ватанийа» — отечество как территориальное единство, соответствующее понятию патриотизм. «Умма» как общность народов, исповедующих ислам — ключевое понятие в священных текстах ислама. Равенство мусульман в Коране и Сунне вне зависимости от расовых или этнических корней, материального достатка или общественного положения. Понятие ихван- мусульманское братство. Реформы Мухаммада, разрушение традиционную общность, базирующейся на этноплеменной основе и формирование уммы. Полиэтнический состав уммы со времен возникновения ислама, в период классического ислама и в дальнейшей истории исламского мира.

Тема 3. Споры о государственно-политической структуре мусульман в Средние века (2 ч.)

Средневековые мусульманские мыслители о государственно-политической структуре мусульман. Ключевые вопросы этнографии в трудах средневековых мусульманских ученых. Приоритет религиозной идентичности в работах Ал-Маварди (974—1058), ал-Багдади (?—1037), ал-Газали (1058—1111), Ибн-Джама`а (1241—1333).

Труд Ибн Халдуна (1332—1406) «Мукаддима» (первая часть «Китаб аль-ибар»). Понятие «асабийа» как «привязанность к своему роду-племени».

Тема 4. Понятие «мусульманский национализм» (2 ч.)

Мусульманское реформаторство и его роль в формировании идеологии «мусульманского национализма». Первые идеологи «мусульманского национализма». Мухаммад Али Джинна(1885—1948) и его понимание «мусульманского национализма». Специфика понятия «нация» в «мусульманском национализме». Позиции исламоведов по поводу дефиниции «мусульманского национализма» (Гордон-Полонская Л. Р., Левин З. И. и другие). Основные этапы эволюции «мусульманского национализма» и их характеристика с конца XIX века до рубежа XX—XXI веков.

Тема 5. Варианты «мусульманского национализма» (4 ч.)

Различные варианты «мусульманского национализма» в исламском мире. Проблема типологии «мусульманского национализма». «Мусульманский национализм» в поликонфессиональном обществе. Теория «двух наций» Мухаммад Али Джинна. Индия как пример «мусульманского национализма» в поликонфессиональном обществе.

Компромиссные разновидности «мусульманского национализма». Пример Индонезии — компромисс ислама и национализма на секулярной основе. Пять принципов панчасила: вера в единого бога, справедливый и цивилизованный гуманизм, единство Индонезии, демократия, социальная справедливость. Главный критерий данного варианта «мусульманского национализма» — непротиворечие исламским ценностям.

«Мусульманский национализм»: секулярно-националист­ская ориентация. Особенности секулярных форм «мусульманского национализма». Ислам как культурно-цивилизационный фактор в данном варианте «мусульманского национализма». Реформы Кемаля Ататюрка и Реза-шаха (1920—1930).

Тема 6. Ислам и арабский национализм (4 ч.)

Зарождение арабского национализма в к. XIX века. Исторические корни арабского национализма (арабы как избранный народ). Феномен Нахды и арабский национализм. Особенности арабского национализма. Понятие «арабизма». Арабский национализм как идеология и политическое движение, основанное на представлении об арабах как единой нации. Две формы арабского национализма: светская и исламизированная. М. Саты аль-Хусри (1880—1968) — теоретик арабского национализма. Понятие «арабской уммы» в работах идеологов арабского национализма А. аль-Кавакиби и Н. Азури. Развитие арабской национальной идеи в концепциях К. Зуррейка, М. Афляка. Бааская идеология как пример светской формы арабского национализма. Арабский национализм и «мусульманский социализм». Генезис идеологии «арабского национализма» в XX веке. Формирование исламизированной формы арабского национализма и её идеологи.

Тема 7. «Мусульманский национализм» и панисламизм: противоречие или разные уровни национализма (2 ч.)

Панисламистские идеи Джамал ад-Дина ал-Афгани, Р. Рида и других. Пантюркизм и панисламизм в российской истории. Концепция И. Гаспринского, его кредо: «Единство в языке, вере и делах». Панисламистские проекты в современном мире. Попытки возрождения Халифата. Роль исламских организаций в современном мире: Организация Исламская Конференция, Лига арабских государств.

Тема 8. Идеология «мусульманского национализма» в контексте современных поисков национальной идеи (2 ч.)

Проблематика «мусульманского национализма» на современном этапе. Кризис идеологии «мусульманского национализма» в условиях роста исламского фундаментализма в конце XX века. Место ислама в поисках национальной идеи на постсоветском пространстве.

Основная литература по курсу

  1. Алиев А. А. Идеология «мусульманского национализма». М., 2008.
  2. Армстронг К. Мухаммад: История Пророка. М., 2008.
  3. Бартольд В. В. Ислам // Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
  4. Бартольд В. В. Халиф и султан // Сочинения. М., 1966. Т. 6.
  5. Баширов Л. А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М., 2008.
  6. Большаков О. Г. История Халифата : в 4 т. М., 2002.
  7. Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика мусульманского национализма). М., 1963.
  8. Грязневич П. А. Аравия и арабы (К истории термина ал-араб) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока : XII Годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. М., 1977.
  9. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению : краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851—1914). Симферополь, 2000.
  10. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.
  11. Ионова А. И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии (1945—1965). М., 1972.
  12. Ибн Халдун Введение (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. / сост. С. Н. Григорян, А. В. Сагадеев. М., 1961.
  13. Иордан М. В., Кузеева Р. Г., Червонная С. М. Ислам в Евразии: Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама и их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М., 2001
  14. Коран / пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. М. : Раритет, 1990.
  15. Левин З. И. Ислам и проблема арабского национализма // Современный ислам: Проблемы политики и идеологии. М., 1982.
  16. Левин З. И. Реформа в исламе: Быть или не быть?: Опыт системного и социокультурного исследования. М., 2005.
  17. Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.
  18. Машкевич А. А. Выдающийся просветитель Исмаил Гаспринский и развитие прогрессивной педагогической мысли народов Востока во второй половине XIX века. Алматы, 2002.
  19. Нургалиева А. М. Очерки по истории ислама в Казахстане. Алматы, 2005.
  20. Труевцев К. М. Арабский мир в XX веке: развитие национальной идеи // Национальная идея: страны, народы, социумы. М., 2007.
  21. Червонная С. М. И. Гаспринский — выдающийся крымско-татар­ский просветитель и гуманист // Этнографическое обозрение. 1992. № 1.
  22. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
  23. The Oxford History of Islam. N. Y., 1999.

Темы рефератов

  1. Ислам о нации и межнациональных отношениях.
  2. Реформы Мухаммада: от родоплеменной организации к умме.
  3. Реформистский дискурс в исламе и национальный вопрос.
  4. «Мукаддима» Ибн Халдуна.
  5. Вопросы межэтнических и религиозных отношений в концепции Ибн Халдуна.
  6. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри.
  7. Мухаммад Али Джинна — теоретик «мусульманского национализма».
  8. Типология мусульманского национализма.
  9. Джамал ад-Дина ал-Афгани — идеолог панисламизма.
  10. «Мусульманский национализм»: основные варианты.
  11. Арабское просвещение как предтеча арабской национальной идеи.
  12. Национальная идеология Кемализма
  13. Пехлевизм — иранский вариант «мусульманского национализма».
  14. Ислам и арабский национализм..
  15. Аятолла Хомейни как представитель мусульманского максимализма.
  16. Индонезия: компромиссный вариант «мусульманского национализма».
  17. Идеология и деятельность националистической партии Баас.
  18. М. Абдо об исламе и нации.
  19. Пантюркистский и панисламисткий проекты в российской истории.
  20. Джадиды, панисламизм и пантюркизм в истории Казахстана на рубеже XIX—XX вв.
  21. И.Гаспринский: вехи жизни и деятельности.
  22. Джадидизм в контексте идей «мусульманского национализма».
  23. Место ислама в современных этнических процессах Евразии.

Вопросы к зачету

  1. Вопрос о межэтнических отношениях в Коране и Сунне.
  2. Концепция уммы в исламе.
  3. Межрелигиозные, межэтнические, межплеменные отношения в период жизни Мухаммада.
  4. Вопросы этнографии в трудах средневековых мусульманских ученых.
  5. Труд Ибн Халдуна «Мукаллима».
  6. Формирование идеологии «мусульманского национализма» в мусульманском реформистском дискурсе конца XIX — нач. XX в.
  7. Феномен Нахды и её роль в формировании идей «мусульманского национализма».
  8. Понятие «нации» в европейской традиции и «мусульманском национализме: сравнительный анализ.
  9. Аннотационный библиографический обзор по теме «мусульманский национализм».
  10. «Теория двух наций» Мухаммад Али Джинна.
  11. Эволюция «мусульманского национализма»: основные этапы, их характеристика.
  12. «Мусульманский национализм» как идейная основа национально-освободительной борьбы мусульманских народов.
  13. Дефиниции «мусульманского национализма» в исламоведческих исследованиях.
  14. Проблема типологии «мусульманского национализма»
  15. Варианты мусульманского национализма.
  16. «Мусульманский национализм» в поликонфессиональном обществе.
  17. Компромиссные разновидности «мусульманского национализма»: теория и практика.
  18. Секулярная форма «мусульманского национализма»: реформы Ататюрка Кемаля и Реза-шаха.
  19. Идеологи арабского национализма.
  20. Арабский национализм: идеология и политическое движение.
  21. Этапы эволюции арабского национализма в Новое и Новейшее время.
  22. Идеи «мусульманского социализма» в контексте арабского национализма.
  23. Две формы арабского национализма.
  24. Концепция арабского национализма М. Саты аль-Хусри.
  25. Панисламистские идеи Джамал ад-Дина ал-Афгани.
  26. Панисламизм и «мусульманский национализм»: этапы взаимоотношений.
  27. Панисламизм и пантюркизм в концепции И. Гаспринского.
  28. Роль ислама в национально-освободительном движении в Казахстане на рубеже XIX—XX вв.
  29. Панисламистские проекты в мусульманском мире в Новое и Новейшее время.
  30. Судьба идей «мусульманского национализма» на современном этапе.
  31. Ислам и поиски национальной идеи на постсоветском пространстве 

© Шаповал Ю.В., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/