Хижая Т.И. Феномен иудействующих в истории религии: между иудаизмом и христианством

Рабочая программа курса

Владимирский государственный университет
Факультет философских и социальных наук
Специальность: религиоведение
4-й курс

Пояснительная записка

Исследование религиозных движений, возникающих на границах двух или более религиозных традиций, — так называемых синкретических течений — является весьма значимым для уяснения феномена синкретизма, столь характерного для религиозных исканий человечества, начиная с эклектических систем эллинизма и заканчивая современными нетрадиционными культами. Внимательное рассмотрение синкретических религиозных систем позволяет выявить модель взаимодействия различных религий в ту или иную эпоху, а также применить компаративный подход в изучении последних, столь востребованный современным религиоведением. К подобного рода религиозным движениям относятся так называемые иудействующие, известные в истории ещё со времён античности и продолжающие своё существование в современном мире. Их появление в различные исторические периоды демонстрирует устойчивый религиозный интерес к еврейской Библии в нееврейской среде. Понять природу этого поиска, основания его устойчивости, уяснить причины активизации в те или иные временные отрезки, особенности проявления в той или иной культуре — серьёзная задача для историков, культурологов и религиоведов.

Как правило, иудаизантские течения появлялись в пространстве христианской культуры и обнаруживали совмещение в своей структуре нескольких пластов. Комплексное изучение сложного, «многослойного» феномена иудействующих даёт возможность практически сопоставить религиозные традиции иудаизма и христианства, высветить некоторые их особенности, а также представить спектр взаимоотношений двух религий — от конфронтации до взаимного влияния и диалога — в разные исторические эпохи.

Содержание курса позволяет обратиться к темам и сюжетам религиозной антропологии, призванным пролить свет на поведение «человека религиозного», таким, как проблемы сотериологии и эсхатологии, этноконфессиональной идентичности, религиозной терпимости и нетерпимости и т. д.

Наконец, изучение данного курса представляется особенно актуальным по причине активизации в современном богословии различных межконфессиональных диалогов, в том числе — иудейско-христианского диалога.

Целью курса является формирование у студентов представления о феномене иудействующих, его корнях, специфике, разнообразных формах проявления и значении в истории религиозности. Одновременно, через «призму» иудаизантов следует выйти на более широкую проблематику сопоставления христианства и иудаизма и уяснения их взаимоотношений в разные исторические периоды.

Эта цель предполагает реализацию следующих задач: 1) выяснить своеобразие феномена иудействующих, как религиозного синкретического движения, зарождающегося в пространстве между различными религиозно-культурными традициями, прежде всего, христианской и иудейской; 2) выявить историко-культурные истоки этого феномена в каждом конкретном случае его проявления, проследить развитие иудаизантских течений; 3) рассмотреть религиозные представления и практики иудействующих (где это возможно), установить, что в них является заимствованием из той или иной религиозной традиции, а что является конструктом; 4) через изучение движения иудействующих попытаться определить модели взаимодействия иудаизма и христианства в различные исторические периоды, а также подвергнуть сравнительному изучению некоторые аспекты этих религий (особенно нас будет интересовать проблема прозелитизма).

Данный курс тесно связан с различными историческими, религиоведческими и культурологическими дисциплинами, особенно с историей религии, сравнительным религиоведением, религиозной антропологией, иудаикой, историей христианской Церкви и антропологией религии, нацеленной на изучение так называемой «народной религиозности».

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 34 аудиторных часа, из них 18 часов выделяются на лекционные и 16 — на семинарские занятия. Каждую неделю (и к лекциям, и к практическим занятиям) студенты должны будут прочитывать источники, статьи, фрагменты монографий и готовить ответы на предлагаемые вопросы. Кроме того, предполагается чтение источников во время проведения теоретических занятий. Промежуточный контроль и оценивание будут производиться на семинарах, а также в ходе проведения рейтинг-контролей, на которых студенты должны будут продемонстрировать знание основных понятий курса. (3 рейтинг-контроля за семестр). Итоговое оценивание будет осуществляться в форме зачёта.

Лекционная часть курса

Тема 1. Введение (2 ч.)

Понятие «иудействующие» и его происхождение. Иудействующие и проблема сопоставления иудаизма и христианства. Две основные модели генезиса движения иудействующих: самостоятельный приход неевреев к «ветхозаветным» представлениям и практикам и усвоение иудейской традиции. Отношение к прозелитизму в иудаизме и христианстве: постановка проблемы. Особое положение иудаизма между этническими и универсалистскими религиями (мнение С. С. Аверинцева). Гиюр: путь в еврейство. Геры. Роль прозелитизма в происхождении иудействующих. Христианство и иудействующие. Иудаизм и иудействующие: признание или отрицание друг друга?

Тема 2. Иудейский прозелитизм в древнем мире (2 ч.)

Понятие «герим» в Библии. Прозелиты в период Вавилонского плена, персидскую и эллинистическую эпохи. Обращение в иудаизм покорённых народов в правление династии Хасмонеев. Гер-цедек и гер-тошав. Феномен «себоменой». Распространение иудейского прозелитизма в Римской империи и его причины. Прозелиты в Персии, Адиабене, Химьяре.

Дискуссия в конце лекции: В какой степени был распространён прозелитизм в Римской империи? Какова была цель еврейского «миссионерства»?

Тексты

  1. Библия: Исх.12:48; Книга Руфи; Эсф. 8:17; 9:27; Неем. 10: 28; Иудифь 14:10; Тов. 13: 4-5; Мф.23:16. Деян. 10:2; 13:16, 26, 43, 44, 50; 16:14; 17:4, 17; 18:7
  2. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. 2:39 // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М. ; Иерусалим, 1994.
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М. ; Ростов н/Д, 1999. Т. 2. Кн. 14. 7. 2; Кн. 18. 3. 5; Кн. 20. 2.

Чтение

  1. Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. Ч. 2. // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Приложение. М. ; Иерусалим, 1994. С. 92—168 (Ч. 2).

Тема 3. Иудействующие в эпоху Средневековья (2 ч.)

Отдельные случаи обращения в иудаизм в христианских странах. Принятие иудаизма элитой Хазарии (VIII в.). Секта «небожителей» (V в.). Иконоборчество: обвинения в иудействовании. Афингане (Византия, VIII—IX вв.). Пасхазии и циркумцизии (Франция, XIII—XIV вв.). Секта иудействующих в Бургундии (XIII в.). Болгарские жидовствующие (XIV в.). «Хионе» (Византия, XIV в.). Антииудейская полемическая литература: страх перед иудаизантством и прозелитизмом? Проблема соотношения Ветхого и Нового Заветов в христианском богословии.

Дискуссия: Каковы были, на ваш взгляд, масштабы гиюра в Средние века? Как можно объяснить появление геров и иудаизантов в христианском мире?

Тексты

  1. Моисей Маймонид. Письмо к Овадии-геру (фрагмент) // Гиюр. Путь в еврейство. М. ; Иерусалим, 2001. С. 66—70.
  2. Иегуда Галеви. Кузари (фрагмент) // Там же. С. 90—95.
  3. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово второе. (электронная версия)

Чтение

  1. Урбах Э.-Э. Гер (фрагмент) // Гиюр. Путь в еврейство. М. ; Иерусалим, 2001. С. 14—18.
  2. Прохоров Г. М. К вопросу об отождествлении «хион». Actes du XIV Congrèss International des Études Byzantines. Vol. II. Bucureşti, 1974. Р. 245—250.

Тема 4. Иудействующие в эпоху Реформации и Нового времени (2 ч.)

Отношение иудеев к прозелитизму в эпоху Нового времени: отказ от активного гиюра. Причины: давление извне, изоляция евреев от внешнего мира, ослабление негативного отношения к христианству. Случаи обращения в иудаизм в Европе, России, Америке. Протестантизм и иудаизм: точки соприкосновения. Протестантизм: доступность Библии à интерес к Ветхому Завету, акцент на Книге, отказ от священства, таинств, икон, институализированной аскетической традиции, критицизм в отношении Церкви, антитринитарные тенденции, ориентация на земной успех. Польские иудаизанты (XVI в.). Секта сомбатош в Трансильвании и её эволюция в XVI—XX вв. Иудействующие и прозелиты в Англии, Америке, Чехии (XVI—XVII вв.). Абрамиты (Богемия, XVIII в.).

Чтение

  1. Dan R. «Judaizare» — the career of a term // Antitrinitarism in the second half of the 16-th century. Budapest, 1982. P. 25—34. (в переводе).

Тема 5. Религиозные представления русских иудействующих (XVIII — начало XX в.) (4 ч.)

Отношение субботников к личности Христа и Новому Завету: разнообразие позиций (от отрицания до признания святости). Проблема соотношения двух Заветов. Дехристианизация религиозных представлений иудействующих в XIX в. и её причины. Эсхатологические и мессианские представления последователей «Моисеева закона». Образ Мессии: политическое и духовное измерение. Эсхатологическое движение конца XIX в. и эмиграция иудействующих в Палестину. Параллели: иудейские мессианские движения, сионизм, русская народная утопия и эсхатология. Влияние иудаизма и христианского дискурса на миросозерцание «русских израильтян». Синкретический характер религиозных представлений субботников.

Тексты

  1. «Воззвание» и «Песнь на свободу нашему народу» крестьянина Аврума Грачёва (опубликованы А. Л. Львовым. См.: Львов А. Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. URL: http://lvov.judaica.spb.ru).

Чтение

  1. Львов А. Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. URL:  http://lvov.judaica.spb.ru

Тема 6. Религиозные практики субботников и геров (2 ч.)

Обряды жизненного цикла: обрезание, брак, погребально-поминальные ритуалы. Сакральный календарь: суббота, праздники, посты. Молитвы. Общественное богослужение. Ритуальная одежда. Законы ритуальной чистоты. Пищевые предписания и запреты. Места молитвенных собраний. Наставники в субботнических общинах. Богослужебные книги. Богослужение геров. Разнообразие религиозных практик. Влияние ашкеназских ритуалов и обрядов молокан на религиозные практики русских иудействующих.

Чтение

  1. Вихнович В. Иудаизм. СПб., 2006. С. 198—213. (Гл. 14 : Обряды жизненного цикла ; Гл. 15 : Иудейские праздники).

Тема 7. Проблема этноконфессиональной идентичности последователей «Моисеева закона» (2 ч.)

Между русскими и евреями: конструирование субботниками собственной идентичности. Разнообразие самоназваний. Доминирующая роль религиозной составляющей в позитивной репрезентации иудействующих. База построения идентичности — ветхозаветные тексты. Субботники как «библейский Израиль» или пришельцы к «Израилю». Мифологема «потерянных колен» и её эсхатологический характер. Концепт «Нового Израиля». Негативная стратегия построения идентичности: через соотнесения себя с евреями и русскими (православными). Отношение к евреям: от противопоставления до отождествления. Восприятие русских и России: «русский плен»; Россия — Ассур, Вавилон, Магог. Процесс формирования субэтноконфессиональной общности.

Чтение

  1. Львов А. Л. Субботники и евреи. URL: http://lvov.judaica.spb.ru.
  2. Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов-субботников в станице Новопривольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 266—287.

Тема 8. Иудействующие в XX веке (2 ч.)

Отношение к гиюру и герам в ортодоксальном, консервативном и реформистском иудаизме. Иудействующие в Южной Италии (1-я половина XX в.), Франции, Молдавии (2-я половина XX в.). Иудействующие на американском континенте: «черные евреи» США, исраэлиты Мексики и Перу, группы иудействующих в Чили. Иудействующие в Африке, Японии, Индии.

Чтение

  1. Коген Г. Религиозная проблема любви (фрагмент) // Гиюр. Путь в еврейство. М. ; Иерусалим, 2001. С. 187—189.
  2. Гесс М. Сионизм и иудаизм // Там же. С. 190.
  3. Давидзон Э. Проблема геров в круговороте поколений (фрагмент) // Там же. С. 197—198.
  4. Нерия М-Ц. Община геров // Там же. С. 209—211.
  5. Бен-Зеэв И. Геры и гиюр — в прошлом и настоящем // Там же. С. 213.
  6. Остроф Р. Гиюр репатриантов из бывшего Советского союза // Там же. С. 217—222.

Интерактивная часть курса

Семинар 1. Проблема прозелитизма в иудаизме. Библия и Талмуд об обращении неевреев. Геры и гиюр (4 ч.)

1. Проблема прозелитизма в иудаизме.

Дискуссия: В какой степени для иудаизма характерен прозелитизм? Какие мнения существуют на этот счёт? Какие два основных вида «миссионерской» деятельности иудеев известны в истории?

2. Основания для прозелитизма в Библии.

3. Основания для прозелитизма в талмудической традиции.

4. Геры: содержание понятия и его происхождение. Разновидности геров.

Дискуссия: Каково отношение к геру в раввинистической традиции? Сравните восприятие конверта в христианстве и иудаизме.

5Гиюр: присоединение к иудаизму и еврейской общине. Процедура гиюра.

Дискуссия: Какие подходы в понимании смысла гиюра существуют в галахической традиции? Можно ли сопоставить гиюр с христианским крещением?

Тексты

  1. Библия: Ис. 2:1-5; 14:1; 56:1-8 ; Соф. 3: 9-10 ; Зах. 2:14-17
  2. Трактаты Талмуда: Йевамот (отрывок), Герим (отрывок) // Гиюр. Путь в еврейство. М. ; Иерусалим, 2001. С. 43—45, 46.
  3. Мидраши: Брейшит Раба, раби Тахумы, Ялкут Шимони, Шир-Гаширим Раба // Там же. С. 49—57.

Чтение

  1. Урбах Э.-Э. Гер (фрагмент: законы о гиюре; отношение к геру) // Гиюр. Путь в еврейство. М. ; Иерусалим, 2001. С. 11—14.
  2. Зогар Ц., Саги А. Смысл и символика гиюра // Там же. С. 22—36.
  3. Гаконен М. Процедура гиюра // Там же. С. 142—146.
  4. Горен Ш. Гиюр в зеркале Галахи // Там же. С. 158—163.

Семинар 2. Возникновение феномена иудействующих в контексте раннего христианства (4 ч.)

1. Проблема взаимоотношений иудаизма и христианства в истории ранней Церкви. «Иудейство» внутри Церкви. Иерусалимский собор 49 г. Разрыв иудаизма и христианства.

Дискуссия: Что послужило причиной разрыва христианства и иудаизма? Как эта проблема отражена в сочинениях древнехристианских писателей? Как эта проблема рассматривается современными христианскими и иудейскими авторами (точки зрения протопресвитера А. Шмемана и раввина М. Даймонта, например)?

2. Иудействующие христиане: назореи.

3. Гностико-иудейские течения: эбиониты, елкезаиты, мандеи.

4. Гипсистарии.

Дискуссия: Какие элементы учения иудействующих можно идентифицировать как иудейские, христианские и гностические?

Тексты

  1. Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 63—91.
  2. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем // Апологеты. СПб., 2007. С. 56—75.
  3. Ириней Лионский. Против ересей. 1.26.2; 3.21.1; 4.33.4; 5.1.3 (электронная версия).
  4. Евсевий Памфил. Церковная история. 3.27 (электронная версия).
  5. Епифаний Кипрский. Панарион. 29; 30; 33 (электронная версия).

Чтение

  1. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993. Гл. 1. С. 13—20, 28—40.
  2. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. Гл. 3. С. 170—191.
  3. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иерусалим ; М., 2002. С. 147—150.
  4. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты I—XXI вв. Тула, 2003 (см. соответствующие статьи).
  5. Христианство : энцикл. сл. Т. 1—3. М., 1993 (см. соответствующие статьи).

Семинар 3. Московско-новгородская ересь (2-я половина XV — начало XVI в.) (2 ч.)

1. Происхождение ереси.

2. История движения.

3. Религиозные представления московско-новгородских еретиков.

Дискуссия: Как можно оценить влияние иудаизма на ересь «жидовствующих»? В чём, по мнению ряда учёных, заключалось это влияние (генезис движения, доктрина «жидовствующих», круг еретической литературы). Как можно охарактеризовать религиозные воззрения еретиков: библейский монотеизм, христианский рационализм, пантеизм, мистицизм, синкретическое учение? Было ли учение «жидовствующих» цельным миросозерцанием или представляло собой смесь различных верований? Как московско-новгородская ересь отражает проблему взаимоотношений христианства и иудаизма в Московской Руси?

Тексты

  1. Иосиф Волоцкий. Сказание о новой ереси новгородских еретиков // Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. С. 19—36.
  2. Лаодикийское послание // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI. М. ; Л., 1955. С. 265.

Чтение

  1. Таубе M. Послесловие к «Логическим терминам» Маймонида и ересь жидовствующих // In memorian. Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 239—246.
  2. Алексеев А. И. Полемическая литература XV в. и ересь «жидовствующих» (к постановке проблемы) (электронная версия).
  3. Мильков В. В. Жидовствующие // Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 315—340.
  4. Klier J. D. Judaizing Without Jews? Moscow—Novgorod, 1470—1504 // Culture And Identity In Muscovy. 1359—1584. М. ; Los-Angeles, 1977. P. 337—349. (в переводе).
  5. Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 1. С. 489—505.

Семинар 4. Движение иудействующих в России (XVIII — начало XX вв.) историко-культурном контексте (2 ч.)

1. Проблема генезиса русского субботничества.

2. Эволюция движения. Субботники и евреи: влияние иудейской традиции на развитие движения иудействующих.

3. «Успех» движения последователей «Моисеева закона» и его причины.

Дискуссия: Какие концепции и гипотезы происхождения феномена субботников в России существуют в современной историографии? Как можно оценить степень влияния иудейской (раввинистической) традиции на зарождение и развитие движения иудействующих? Каковы, на ваш взгляд, главные причины «успеха» субботничества в России Нового времени?

Чтение

  1. Кац Б. Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники. URL: http://machanaim.ru.
  2. Львов А. Л. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования. URL: http://lvov.judaica.spb.ru.
  3. Львов А. Л. Субботники и евреи. URL: http://lvov.judaica.spb.ru.
  4. Хижая Т. И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко // Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 332—342.
  5. Хижая Т. И. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX // Проблемы еврейской истории. М., 2008. Ч. 1. С. 166—181.
  6. Хижая Т. И. Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене успеха» // Альфа и Омега. М., 2008. № 3. С. 166—182.

Семинар 5. Проблема «псевдоиудействующих» в истории христианства (4 ч.)

Доклады по теме семинара:

  1. Споры о времени празднования Пасхи в раннехристианской Церкви. Секта четыренадесятников (кваттуордецимане).
  2. Обвинения в «иудаизантизме» в эпоху Реформации в Польше.
  3. Феномен марранов (анусим) в истории христианства и иудаизма.
  4. Каббала и мистические течения в христианской Европе в XVII—XVIII вв.
  5. Адвентисты седьмого дня: проблема «субботы». Отношение к празднованию субботы в православной и католической традициях.
  6. «Свидетели Иеговы»: библейский дискурс.
  7. Движение иеговистов-ильинцев в России: «новозаветное иудейство»?

Чтение и тексты

  1. Белов А. В. Адвентизм. М., 1983. С. 109—116.
  2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М., 1994. С. 428—451.
  3. Бондарь С. Д. Адвентизм. СПб., 1911.
  4. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. С. 286—290.
  5. Дубнов С. Евреи и реформация в Польше // Восход. 1895. № 5. С. 43—68 ; № 7. С. 3—18 ; № 8.
  6. Евменов Д. Б. История создания и учения «Общества Сторожевой башни». URL: http://adran.narod.ru/lib/soch/whitnes.htm
  7. Кураев А. Обращение к адвентистам // Кураев А. Протестантам о православии. Ноябрьск, 1998. С. 196—222.
  8. Москаленко А. Т. Современный иеговизм. Новосибирск, 1971.
  9. Очерк истории еврейского народа / под ред. проф. Ш. Эттингера. Иерусалим, 1972. Ч. 1. С. 337—340, 368—369.
  10. Петров С. Особенности религиозных практик еговистов-ильинцев как факто консервации их идентичности // Религиозные практики в современной России : сб. ст. / под ред. К. Русселе, А. М. Агаджаняна, 2006. С. 356—370.
  11. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты I—XXI вв. Тула, 2003.
  12. Уайт Е. Г. Великая борьба между Христом и Сатаной. Кишинёв, 1991. Глава «Непреложный закон Божий». С. 328—340.
  13. Цибульская Е. Феномен крипто-иудаизма на юго-западе США: идентификация потомков средневековых марранов // Проблемы еврейской истории. М., 2008. Ч. 1. С. 451—455.
  14. Шпирт А. Ф. Социн, «иудаизантизм» и иудаизм: о своём и чужом в польской радикальной реформационной мысли // Свой или чужой? Евреи славяне глазами друг друга : сб. ст. М., 2003.

Вопросы для подготовки к зачёту

  1. Проблема прозелитизма в иудаизме. Прозелитизм в еврейской истории.
  2. Геры: происхождение понятия и его эволюция. Отношение к герам в талмудической традиции.
  3. Гиюр: подходы в его понимании в иудаизме. Обряд гиюра.
  4. Понятие иудействующие и его происхождение. Восприятие иудействующих в христианстве и иудаизме.
  5. «Иудейская проблема» в христианской Церкви I в.
  6. Иудействующие в эпоху раннего христианства.
  7. Иудействующие в средневековой Европе и Византии.
  8. Ересь «жидовствующих» в древней Руси: происхождение и доктрина. Оценка ереси в современной историографии.
  9. Европейское иудаизантство в контексте протестантизма.
  10. Движение иудействующих в России XVIII—XX вв.: генезис и эволюция.
  11. Субботники: религиозные представления.
  12. Суботники: религиозные практики.
  13. Проблема идентичности русских иудействующих.
  14. Иудаизантство в XX веке.

Основная литература по курсу

  1. Аверинцев С. С. София — Логос : слов. Киев, 2001.
  2. Алексеев А. И. Полемическая литература XV в. и ересь «жидовствующих» (к постановке проблемы) (электронная версия).
  3. Вихнович В. Иудаизм. СПб., 2006.
  4. Гиюр — путь в еврейство : антология: история, философия, галаха. Иерусалим, 2001.
  5. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М.,1994.
  6. Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003.
  7. Дмитриев М. В. Антииудаизм и антисемитизм в православных культурах Средних веков и раннего Нового времени (обзор исследований) (электронная версия).
  8. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.
  9. Дубнов С. Евреи и реформация в Польше // Восход. 1895. № 5. С. 43—68 ; № 7. С. 3—18 ; №8.
  10. Иудейско-христианский диалог : слов.-справ. / под ред. Л. Кленицкого, Д. Вайгодера. М., 1995.
  11. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI. М. ; Л., 1955.
  12. Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 1.
  13. Кац Е. Об источниках происхождения общин иудействующих в России // Материалы Десятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. М., 2002. Вып. 12.
  14. Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб., 2001.
  15. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). М., 1965.
  16. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.
  17. Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Приложение. М. ; Иерусалим, 1994.
  18. Львов А. Л. Русские иудействующие (краткий очерк) // Евроазиатский еврейский ежегодник — 5766 (2005/06). Киев, 2006.
  19. Мильков В. В. Жидовствующие // Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001.
  20. Очерк истории еврейского народа / под ред. проф. Ш. Эттингера. Иерусалим, 1972. Ч. 1—2.
  21. Панов И. Ересь жидовствующих // ЖМНП. 1877. № 1.
  22. Пилкингтон С. Иудаизм. М., 2001 .
  23. Писарев Л. И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. СПб., 2009.
  24. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991.
  25. Прохоров Г. М. К вопросу об отождествлении хион. Actes du XIV Congrèss International des Études Byzantines. Bucureşti, 1974. Vol. II.
  26. Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.
  27. Рашковский Б. К вопросу об отношении к Хазарии в еврейских источниках X века // Проблемы еврейской истории. М., 2008. Ч. 1.
  28. Сервицкий А. Опыт исследования ереси новгородских еретиков или жидовствующих. // Православное обозрение. 1862. № 6—9.
  29. Смолич И. История Русской Церкви. 1700—1917. М., 1996—1997. Т. VIII. Ч. 1—2.
  30. Соболевский А. Н. Логика жидовствующих и «тайная тайных» // Общество любителей древней письменности и искусства СПб., 1899.
  31. Таевский Д. Христианские ереси и секты I—XXI веков : слов. М., 2003.
  32. Таубе М. Послесловие к «Логическим терминам Маймонида и ересь жидовствующих» // In Memoriam : сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997.
  33. Телушкин И. Еврейский мир. Москва ; Иерусалим, 1998.
  34. Хижая Т. И. Движение иудействующих в России (XVIII — начало XX вв.) : дис. … канд. филос. наук. Специальность: 09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры. СПб., 2007.
  35. Хижая Т. И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в. // Религиоведение. 2007. № 1.
  36. Хижая Т. И. Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене успеха» // Альфа и Омега. М., 2008. № 3.
  37. Хижая Т. И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко // Человек в культуре русского барокко : коллект. монография / отв. ред. М. С. Киселева. М., 2007.
  38. Хижая Т. И. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX в. // Проблемы еврейской истории. М., 2008. Ч. 1.
  39. Хижая Т. И. Неизвестные материалы из истории движения иудействующих в России // Наука, религия, общество : сб. ст. / отв. ред. М. М. Шахнович. СПб., 2005.
  40. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иерусалим. М., 2002.
  41. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.
  42. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Ч. 1—2.
  43. Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов-субботников в станице Новопривольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003.
  44. Ястребов Г. Введение в иудаизм : учеб. пособие. М., 2005.
  45. Antitrinitarism in the second half of the 16-th century. Budapest, 1982.
  46. Klier J. D. Judaizing Without Jews? Moscow—Novgorod, 1470—1504 // Culture And Identity In Muscovy. 1359—1584. М. ; Los-Angeles, 1977.

Интернет-ресурсы

  1. Еврейская энциклопедия. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. URL: http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/07/048.htm
  2. Кац Б. Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники. URL: http//machanaim.ru.
  3. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976—2001. Т. 1—10. URL: http://www.eleven.co.il/
  4. Львов А. Л. «Иудействовать и молоканить недозволено» или об особенностях народной герменевтики. URL: http//lvov.judaica.spb.ru.
  5. Львов А. Л. Геры и субботники — «талмудисты» и «караимы». URL: http//lvov.judaica.spb.ru.
  6. Львов А. Л. Дело о караимских молитвенниках. URL: http//lvov.judaica.spb.ru.
  7. Львов А. Л. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования. URL: http//lvov.judaica.spb.ru.
  8. Львов А. Л. Субботники и евреи. URL: http//lvov.judaica.spb.ru.
  9. Львов А. Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. URL: http//lvov.judaica.spb.ru.

© Хижая Т.И., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/