Тельменко Е.П. Женщина в религиозной традиции Западной Европы: от раннего к развитому средневековью

Рабочая программа курса

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»
Факультет исторический
Специальность (направление, программа) 050400
«Социально-экономическое образование» по программе историческое образование
1 курс магистратуры

Пояснительная записка

Цель спецкурса — выработать представление о месте и роли католической Церкви в формировании представлений о маскулинности и феминности, гендерной идентичности и гендерной иерархии в обществе западноевропейского Средневековья.

Задачи курса: рассмотреть, какую позицию занимает официальная Церковь при осмыслении женского начала, в каких символических образах воплощает свое отношение к женщине; выяснить, какие модели поведения предлагает Церковь женщинам с целью совершенствования их в христианских добродетелях и, как следствие, обретения ими возможности спасения; проанализировать, какие типично женские пороки критикует наставительная церковная литература, а какие добродетели превозносит и стремится культивировать в повседневной жизни женщин; обратить внимание, насколько изменения в социальной жизни, новые культурные веяния и запросы среды влияли на позицию представителей Церкви; выявить, как учение официальной Церкви и деятельность ее представителей способствует установлению и укреплению гендерной асимметрии в обществе и семье; рассмотреть, в каких формах женщина могла реализовать свое стремление к интенсивной духовной жизни, не выходя за рамки церковной традиции; обратиться к анализу гендерного аспекта страхов и фобий, охвативших европейское общество на рубеже средневековья и раннего нового времени.

Курс основан на использовании междисциплинарных методологий — исторической антропологии, истории религии, истории культуры.

Результатом изучения дисциплины студентами должно стать: усовершенствование навыков работы с источниками и анализа конкретных исторических фактов и историографии; развитие способности к действенной ориентации и самореализации в условиях современной социокультурной ситуации (в том числе на основании понимания истоков некоторых гендерных стереотипов и путей их преодоления); формирование установки на совершенствование таких личных качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремленность и толерантность.

Планирование курса

Учебно-тематический план курса предусматривает 45 часов, из них лекции составляют 18 часов, семинарские занятия — 16 часов, занятия СКР — 7 часов. Итоговой формой контроля является зачет.

Лекционная часть курса

Раздел I. Представления о природе и предназначении женщины в Библии и в произведениях церковных авторов: между Евой и Девой Марией

Тема 1. Женское начало и его осмысление в Церкви в период Раннего Средневековья (4 ч.)

Библейская традиция амбивалентного отношения к женщине. Образ Евы в Ветхом Завете: сюжеты о порядке сотворения полов (Быт. 1-2; 5:2) и о грехопадении (Быт. 2), как фундамент для обоснования подчиненного положения женщины мужчине и возведения на нее главной вины за совершение первородного греха. Новый Завет. Послания ап. Павла (I Тим.; I Кор.; Ефес.) — апология патриархального уклада и гендерной асимметрии. Евангелия о Деве Марии — обоснование сотериологической функции женщины.

Раннехристианские авторы о месте и предназначении женщины. Вопросы о мужской и женской природе, проблемы ответственности за грехопадение; выработка норм христианского брака и безбрачия, а также гендерной структуры общества в трудах Тертуллиана (ок. 160 — после 220), Амвросия Медиоланского (ок. 339—397), Иеронима Стридонского (ок. 344—420), Иоанна Златоуста (ок. 347—407 гг.), Августина Блаженного (354—430).

Мариологический культ в западной Европе. Эпоха Вселенских Соборов (IV—VIII вв.): христология и мариология. Осуждение на III Вселенском (I Эфесском) Соборе (431 г.) ереси Константинопольского епископа Нестория (428—431 гг.) о том, что Деву Марию следует называть Христородицей. Провозглашение собором истины о соединении обеих природ Христа в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась), а также догмата о Пресвятой Богородице (принять именование Феотокос (Богородица) для Девы Марии). Подтверждение христологических и мариологических идей на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе (451 г.) — догмат «О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа».

Четыре основных догмата о Деве Марии (Богородица, Рождение Христа Девой, Непорочное зачатие Марии, Ее вознесение). Непорочное зачатие и Вознесение (утверждены официальной Церковью в 1854 и 1950 г.) как предмет ожесточенных споров, соответственно, в XI и IX вв.; теоретическое обоснование двух последних догматов в трудах теологов XIII в. (Александр Гэльский, Бонавентура, Дунс Скот, Альберт Великий, Фома Аквинский).

Распространение культа Девы Марии в Западной Европе с XI в., расцвет марианского культа в XII в., XIII в. — смещение фокуса внимания в восприятии Богородицы: Мария-мать (влияние нищенствующих орденов и мистиков).

Тема 2. Взгляды представителей официальной Церкви на природу и функции женщины в эпоху Развитого Средневековья (2 ч.)

Взаимодействие в культурном поле западноевропейской цивилизации сублимирования чувств (рыцарский роман), превознесения плотской любви (лирика вагантов), амбивалентного отношения к женщине в городской сатирической литературе (фаблио и шванки) и антифеминистских инвектив проповедников-монахов. Проповедники XIII в. о типично женских пороках (Жак де Витри, Этьен де Бурбон, Цезарий Гейстербахский и проч.): болтливость и брань, страсть к украшению себя (одежда, косметика), влечение к танцам и мирским песням, отсутствие разграничения между любовью и похотью.

Распространение трудов Аристотеля в XIII в.: женщина есть «недостаточный мужчина» и обречена на подчинение. Фома Аквинский (1225—1274) о несовершенстве женщины («Сумма теологии», «Должен ли человек любить свою мать больше, чем отца?»).

Есть ли выход для слабых дочерей Евы? Путь к возможному спасению через преодоление пропасти между традиционными диаметрально противоположными символами (Ева — Мария) — тип прощеной грешницы: «магдалиновское брожение XI в.» (термин В. Санксера). Всплеск почитания Марии Магдалины в XI—XII вв. Культ Магдалины как средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием (связь с зарождением представлений о Чистилище во 2/2 XII в. (Ж. Ле Гофф)).

Попытки построения гибкой этической модели поведения женщин в дифференцирующемся обществе (кон. XII в. — XV в.). Формирование модели добродетельной женщины; власть традиции, основанной на толковании Священного Писания и подтвержденной авторитетом Аристотеля (Этика, Политика, Экономика). Усиление мужской опеки над женщиной: сведение публичной жизни к минимуму; подчиненное положение в доме; совершенствование женских добродетелей.

Тема 3. Наставления женщин в праведном образе жизни в дидактических сочинениях, проповедях и письмах церковных авторов XIII—XV вв. (2 ч.)

Власть традиции: устойчивость словаря пастырской литературы кон. XII в. — кон. XV в., как попытка придать стабильность модели женского поведения в изменяющемся обществе. Три возможных ступени добродетельного существования — стремление преодолеть разрыв между идеальным образом женщины и ее реальным состоянием: девственница (неопределенное положение между идеалом и реальностью; образцы поведения для девушек, монахинь); истинная вдова; добродетельная жена и мать. Традиционный набор добродетелей: целомудрие, скромность, умеренность, трудолюбие, набожность и милосердие.

Проповедники о женских добродетелях и их культивировании в повседневной жизни: XIII в. — Винцент из Бове, Эгидий Римский и проч.; XIV—XV вв. — Джованни Доминичи, Бернардино да Сьена, Св. Антонин (Антонино Пьероцци), Джироламо Савонарола.

Раздел II. Аскетический идеал женщины-христианки — монахиня

Тема 1. Женщина на пути аскезы: от идеала к действительности (2 ч.)

Аскетический идеал женщины в Новом Завете и у раннехристианских авторов. Первая по достоинству степень совершенства (схема Иеронима Стридонского) — дева; в недосягаемый идеал — Дева Мария; возможность максимального приближения к идеалу — монашеская жизнь. Идеальная монашеская жизнь в изображении раннехристианских авторов (Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства; Он же. Сказание о добродетелях блаженной Павлы).

Женские монашеские общины в эпоху средневековья. Монашество, как практически единственная социально притягательная альтернатива обычной модели жизни. Затворничество в XI—XII вв. Причины ухода в монастырь. Возникновение и развитие женских монастырей в эпоху раннего и развитого средневековья (VI в. — бенедиктинские; с XI в. — клюнийские; с XII в. — цистерцианские и картезианские; с XIII в. — францисканские и доминиканские). Основные принципы существования женских монашеских общин: стремление к установлению жесткой закрытости от внешнего мира; рост опеки (контроля) мужчин-монахов. Монашество в миру — общины терциариев, бегинское движение (XII—XIV вв.), развитие практического мистицизма Сев. Франции, Фландрии, Юж. Германии.

Тема 2. Мистика как проявление опыта интенсивной духовной жизни женщины (2 ч.)

Мистика как особая форма постижения Бога и единения с ним (cognitio Dei experimentalis / экспериментальное познание Бога). Религиозная мистика — путь удовлетворения женской жажды религиозного и социального служения (путь мистика формально не требовал глубоких богословских познаний).

XII в. — начало истории женской мистики: Хильдегарда Бингенская, Мария из Уаньи; XIII в. — расцвет континентальной мистики: Маргарита Кортонская, Анждела из Фолиньо, Клара из Монтефалько, Св. Дуселина и проч. XIV—XV вв. — усиление индивидуального начала в женской мистике: Св. Екатерина Сиенская, Св. Екатерина из Генуи, Св. Бригитта Шведская.

Характерные черты женской мистики: темы и специфика их осмысления (понимание христианской любви, идеи христианского брака); тело как полноценный участник духовной жизни («язык тела»); проблема фиксации женского опыта общения с Богом (запись, перевод, «внешнее» редактирование и проч.).

Раздел III. «Охота на ведьм» как социокультурный феномен конца Средневековья

Тема 1. Феномен инфернальности и вера в дьявола (1 ч.)

Социокультурные истоки усиления веры в дьявола на рубеже средневековья и раннего нового времени.

Инфернальные представления в позднее средневековье и раннее новое время. Их отражение в литературе и изобразительном искусстве: тема человеческих грехов; тема смерти («пляски смерти», «триумф смерти»); образ дьявола; тема Страшного суда.

Тема 2. «Охота на ведьм»: антропологические интерпретации (1 ч.)

«Охота на ведьм» в западноевропейском обществе позднего средневековья и раннего нового времени. XIV—XV вв. — признание Церковью истинности и реальности ведовства и колдовства как проявления связи человека с дьяволом. «Ведовская» булла Иннокентия VIII «Summis desiderantes» / «С наибольшим рвением» (1484); трактат Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм» (1487); «Трактат о дурных людях и о колдунах» Иоанна Триттемия (1462—1516). История массовых преследований ведьм.

Антифеминизм ведовских гонений и его истоки. Оценки явления ведовства и процессов инквизиции в отечественной и зарубежной литературе (Г. Ч. Ли, Дж. Б. Рассел, К. Гинзбург, Г. Швер­хофф, А. Макфарлейн, К. Томас, Р. Мюшембле; Н. Сперанский, Я. Канторович, И. Р. Григулевич, А. Я. Гуревич и проч.).

Раздел IV. Брак, семья, секс в мужской цивилизации: позиция официальной Церкви

Тема 1. Место и роль Церкви в становлении христианской модели брака в средневековой Западной Европе (2 ч.)

Модели брака в раннее средневековье: позднеримские и германские формы брака — сравнительный анализ; дискуссии в медиевистике 70—80-х гг. XX в. о брачных традициях и позиции Церкви и каролингского государства (Ж. Дюби, Ж. Кювийе, П. Рише, Д. Херлихи, В. А. Блонин, В. К. Ронин, И. С. Филиппов, П. Ш. Габдарахманов и проч.).

Борьба двух основных течений в теологической мысли о браке и девственности: 1. Св. Иероним, Григорий I: девственность предпочтительней брака; несовместимость брака с душевным спасением; осуждение секса для удовольствия; 2. Св. Августин: брак — допустимое для мирян состояние. Победа точки зрения Августина к VIII—IX вв. (окончательно к XII в.)

Богословский спор о сути брака в XII в. 1. Грациан — 1140 г. «Concordia discordantium canonum»/«Согласование противоречащих канонов» или «Декреты»/«Decretum» Грациана: извлечения из решений вселенских соборов, папских постановлений и других источников. Позиция Грациана: брак есть согласие в сочетании с плотским союзом. 2. Петр Ломбардский (ок. 1095—1160) «Четыре книги изречений» / «Sententiarum Libri IV»: теория о «согласии в настоящем» (verba de praesenti). Спор между сторонниками означенных позиций и его завершение в 60—80-е гг. XII в. компромиссными декретами папы Александра III (понтификат в 1159—1181 гг.). Утверждение Церковью двух различных способа заключения брака. Доминирование взглядов Грациана и Петра Ломбардца в церковных судах эпохи развитого Средневековья.

Тенденции усиления участия Церкви в оформлении брачных союзов. Включение брака в число основных христианских таинств в XII в. Чин венчания с XII в.: от простого домашнего действа к публичной церемонии, венчание в церкви перед началом мессы. Залог действительности брака: ритуал или взаимное согласие? Решения Латеранского собора 1215 г. о родственных связях, препятствующих браку, попытка устранить трения между церковью и мирянами. Можно ли считать XII—XIII вв. переломными в становлении церковного брака. Отношение паствы к церковному союзу — признание / приятие (историография вопроса: Ж. Дюби, Р. Фоссье, Д. Херлихи, Ю. Л. Бессмертный). Рост престижа и признание исключительной законности церковного брака (XIV—XV вв.). Ужесточение определения брака в постановлениях Тридентского собора 1563 г.: подтверждение запрещений IV Латеранского собора; отказ от взглядов Грациана и его последствия. Усиление тенденции к публичному, церковному оформлению брака с участием священника и 2—3-х свидетелей, рост влияния родителей на заключение брачного союза.

Тема 2. Семья и дети, вопросы родительской любви — позиция представителей Церкви (2 ч.)

Рождение детей — важнейшее оправдание брака. Попытки Церкви регламентировать брачное соитие. Отрицательное отношение Церкви к использованию контрацепции: доминирующая позиция — грех против природы; санкции Церкви — их дифференцированность, эволюция епитимьи (от пожизненного отлучения к срочному покаянию).

Ребенок и его природа: раннехристианские авторитеты об изначальной греховности детей — Августин, Григорий Великий, Исидор Севильский.

Любовь родителей к детям: светская традиция (Ж.‑К. Шмит, Э. Леруа-Ладюри); позиция церковных деятелей (проповедники XIII—XV вв., анализ exempla). Любовь к детям как дискуссионная проблема исторической антропологии (Ф. Ариес, Д. Херлихи, Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич и проч.)

Семинарские занятия

Семинар 1. Раннехристианские авторы IV в. — нач. V в. о гендерной структуре общества (4 ч.).

Цель занятия состоит в том, чтобы, при помощи анализа исследовательской литературы и плотного прочтения источников, выяснить, как на ранних этапах развития Церкви формируется ее позиция по вопросам христианского брака, его сути и назначения; каким образом утверждаются основы гендерной асимметрии в обществе и семье; в чем богословы IV—V вв. видят ценность безбрачия и сохранения девственности, и какие требования и модели поведения предлагает Церковь женщинам-христианкам. Все это в дальнейшем позволит уяснить, насколько богословская мысль раннего и развитого средневековья в осмыслении гендерных проблем была подвержена влиянию означенной традиции.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблемы брака и безбрачия в трудах Иеронима Стридонского, Иоанна Златоуста и Августина Аврелия: (соотношение ценности девственности и брака у церковных учителей; цель и сущность христианского брака; обоснование места женщины в браке как апология гендерной асимметрии; привлечение для обоснования своих положений авторами извлечений из Священного писания (прежде всего, из Посланий ап. Павла) и специфика их толкования).
  2. Образцы феминности в сочинениях авторов IV — нач. V в. (разделение Иеронимом Стридонским женщин по достоинству на 3 порядка (3 возможных вида целомудрия): девы, вдовы, жены; три степени воздаяния (Мф.13:8); модель поведения женщины, стремящейся достигнуть высшей степени достоинства и трудности, связанные с этим (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст); позитивные образцы феминности в сочинениях Иеронима («Сказание о добродетелях блаженной Павлы») и Августина («Исповедь»)).

Источники

  1. Августин Аврелий. О супружестве и похоти // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I. С. 135—142.
  2. Августин Аврелий. Исповедь // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I. С. 142—153.
  3. Блаженный Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства// Блаженный Иероним Стридонский. Да будут одежды твои светлы : сб. писем / сост. И. Г. Шахматова. М., 2006.
  4. Блаженный Иероним Стридонский. К Лете // Блаженный Иероним Стридонский. Да будут одежды твои светлы : сб. писем / сост. И. Г. Шахматова. М., 2006. С. 312—330.
  5. Иероним Стридонский. Письмо к Евстохии о сохранении девственности // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I. С. 37—73.
  6. Иероним Стридонский. Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Там же.
  7. Иоанн Златоуст. Книга о девстве // Там же. С. 104—135.

Литература

  1. Герье В. И. Блаженный Августин. М., 1910.
  2. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. М., 2007.
  3. Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916.
  4. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1917.
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994. Т. 2.
  6. Христианство : энцикл. сл. М., 1993. Т. 1—3.
  7. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Семинар 2. Модели женского поведения в поучительной литературе XV в. Воплощение этических образцов в реальной жизни (4 ч.)

Во-первых, на основе анализа различных типов пастырской литературы (письма, трактаты) следует выяснить, какие добродетели, — по мнению представителей клира, — необходимо культивировать женщине, соответственно, принявшей монашеский обет или продолжающей пребывать в миру в качестве вдовы или замужней дамы. Надлежит также обратить внимание, насколько проповедники XV в. в означенных вопросах следовали традиции, заложенной в Новом Завете и в трудах раннехристианских авторов.

Во-вторых, при обращении к жизнеописанию Алессандры де Барди, можно рассмотреть, как реальная женщина в своей повседневной жизни могла воплотить идеальные модели, сформулированные в наставительных сочинениях церковных авторов. Кроме того, следует поднять вопрос о присутствии мужского нарратива в ее биографии, и влиянии его на формирование образа монны Алессандры.

Вопросы для обсуждения

  1. Пастырская литература XV в. о добродетелях и пороках женщин. Три модели поведения и соединение суждений о них с реальной жизнью (первая степень совершенства — дева: наставления для избравших монашескую стезю. Современные пороки и монашеский идеал («Письмо Джироламо Савонаролы Маддалене Пико делла Мирандола»); наставления для потенциально дестабилизированной социальной группы незащищенных женщин — вдов: категории вдов и образ истинной вдовы в сочинении Джироламо Савонаролы «Книга жизни вдов» (Libro della vita viduale); идеализированный образ замужней женщины в поучениях представителей официальной Церкви — роль добродетельной жены и матери (Джованни Доминичи «Наставления в семейных делах»). Испытала ли традиционная модель жены изменения в конце средневековья?
  2. Жизнеописание Алессандры де Барди в сочинении Веспасиано да Бистиччи — реальная женщина на пути следования идеальной модели (реализация в повседневной жизни Алессандры 3‑х возможных видов целомудрия: непорочная девушка с хорошим воспитанием; примерная жена и мать; идеальная вдова; примеры других, упомянутых в жизнеописании, добродетельных флорентийских женщин, как образцы для подражания — качества, превозносимые мужчиной-современником).

Источники

  1. Веспасиано да Бистиччи. Алессандра де Барди / пер. И. А. Красновой // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. III.
  2. Джироламо Савонарола. Истинная вдова / предисл., пер., коммент. Е. П. Тельменко // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Ставрополь ; Пятигорск, 2008. Вып. 10. 439 с. С. 375—384.
  3. Джованни Доминичи. Наставления в семейных делах / пер. И. А. Красновой // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина и др. М., 2006. Кн. III.
  4. Письмо Джироламо Савонаролы Маддалене Пико делла Мирандола / пер. Е. П. Тельменко выполнен по изданию: A Maddalena Pico della Mirandola // Le lettere di Girolamo Savonarola. A cura di Roberto Ridolfi. Firenze, 1933. P. 80—91 (сдан в публикацию, см.: Диалог со временем за 2010 г.).

Литература

  1. Веккьо С. Женщины и семья в XV в. // История женщин на Западе : в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
  2. Женщина, брак, семья до начала Нового времени : Демографический и социально-культурный аспекты. М., 1993.
  3. Краснова И. А. Брак и семья в городе Флоренции XIV—XV вв. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма : в 4 т. М., 1999. Т. 1.
  4. Краснова И. А. Вдовы и жены изгнанников Флоренции // Судьбы и образы женщин средневековья. СПб, 2001.
  5. Краснова И. А. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи Раннего Возрождения // Человек в культуре Возрождения. M., 2001.
  6. Краснова И. А., Ануприенко И. А. Воспитание женщин в городском социуме Флоренции XIV—XV вв. // Человек в культуре Античности, Средних веков и Возрождения. Иваново, 2006.
  7. Тельменко Е. П. «Если ты, женщина… желаешь жить хорошо, ты больше не женщина…, а человек и обладаешь душой мужественной»: О савонаролианской проповеди «простоты христианской жизни» среди женщин // Адам и Ева : альманах гендерной истории. М., 2008. № 15.

Семинар 3. Мистика как проявление опыта интенсивной духовной жизни женщины. Анджела из Фолиньо (2 ч.)

XIII в. — время, когда жила, итальянская визионерка Анджела из Фолиньо, — связан с расцветом женской мистики в Западной Европе. Усилиями знаменитых богословов, прежде всего представителей Сен-Викторской школы, он был уже в известной мере формализован. Поэтому изначально следует обратиться к одному из викторианцев — Бернарду Клервосскому, излагающему три стадии мистического восхождения, дороги к Богу, которую прошла и блж. Анджела. Путь достижения единения с Богом, описанный немецким мистиком Мейстером Экхартом, отличался от опыта Анджелы, представляя собой не столько эмоциональный, сколько экзистенциальный и когнитивный акт, однако его результаты, изложенные в сочинении «О девственной женщине», помогут постигнуть сходные переживания визионерки. Собственно анализ мистической практики Анджелы позволит выяснить специфические особенности женской мистики, осмыслить некоторые аспекты свободы и границ женского духовного творчества.

Вопросы для обсуждения

1. Мистический путь постижения Бога:

  • вклад мистиков Сен-Викторской школы в развитие западноевропейского мистицизма. Мистическое учение о любви в Проповеди третьей на Песнь Песней Бернарда Клервосского: три лобзания Господа как три ступени совершенствования души;
  • современник Анджелы из Фолиньо — Мейстер Экхарт о «плодоносящей душе», соединенной с Богом.

2. Женский опыт общения с Богом — Анджела из Фолиньо:

  • путь Анджелы к Богу: стадии очищения, просветления и единения с Богом в описании итальянской визионерки; три основных этапа в созерцании Бога (созерцание лика Христа; видение Бога во мраке; наблюдение Св. Троицы);
  • идеи любви к Богу и духовного брака, специфика их отображения Анджелой; «язык тела» в описании видений (страстей Иисуса Христа, единения души с Богом) и их проживании/пе­реживании;
  • женский религиозный опыт и трудности его фиксации и легитимизации в рамках официальной Церкви: брат Арнальдо о записи откровений блж. Анджелы.

Литература

  1. Бернард Клервосский. Проповедь третья на Песнь Песней / пер. И. В. Шталь // Памятники средневековой латинской литературы. М., 1972. С. 310—312.
  2. Мейстер Экхард. О девственной женщине // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. III. С. 28—32.
  3. Откровения блаженной Анджелы / пер. Л. П. Карсавина // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. III. С. 32—56.
  4. Откровения блаженной Анжелы / пер. Л. П. Карсавина // Карсавин Л. П. Католичество. Откровения блаженной Анжелы. Томск, 1997.

Источники

  1. Динцельбахер П. Видения : словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  2. Опитц К. Было ли женское движение в Средние века? // История женщин на Западе : в 5 т. / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009. Т. II. Молчание Средних веков.
  3. Ренье-Болер Д. Литература и мистика // Там же.
  4. Суприянович А. Г. Женская идентичность и средневековая мистика: опыт гендерного анализа. М., 2008.
  5. Христианство : энцикл. сл. М., 1993. Т. 1—3.

Семинар 4. «Охота на ведьм» как социокультурный феномен конца Средневековья (4 ч.)

Раскрытие темы предполагает составление историографического обзора по анализу причин усиления веры в дьявола и ведовских гонений на рубеже средневековья и раннего нового времени. Кроме того, следует провести тщательный анализ визуальных и письменных источников по теме семинара, согласно со списком вопросов, расположенных в разделе «Практические задания».

Вопросы для обсуждения

  1. Феномен инфернальности и вера в дьявола (социокультурные истоки усиления веры в дьявола на рубеже средневековья и раннего нового времени; инфернальные представления в позднее средневековье и раннее новое время, и их отражение в литературе и изобразительном искусстве: тема человеческих грехов; тема смерти («пляски смерти», «триумф смерти»); образ дьявола; тема Страшного суда. Творчество Иеронима Босха (ок. 1450—1516) и Питера Брейгеля Старшего (1525/1530—1569) как проявление духовных и религиозных исканий эпохи).
  2. «Охота на ведьм» в западноевропейском обществе позднего средневековья и раннего нового времени (осмысление причин ведовских гонений и сущности процессов инквизиции в отечественной и зарубежной литературе; специфика преследования ведьм в различных регионах континентальной Европы позднего средневековья; проявления антифеминизма в трактате Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм»).

Практические задания

1. На основе анализа работ Иеронима Босха («Корабль дураков» (1490/1500), «Семь смертных грехов» (1475/1480), «Смерть скряги» (1490/1500), «Воз сена» (ок. 1500), «Сад земных наслаждений» (ок. 1504), триптих «Искушение Св. Антония» (ок. 1510)) и Питера Брейгеля Старшего («Падение мятежных ангелов» (1562), «Безумная Грета» (1562), «Триумф смерти» (1562), «Несение креста» (1564), «Слепые» (1568)) выяснить следующие вопросы:

  • «мистическая история» Дьявола и ее отражение в картинах художников (обратить внимание на «Сад земных наслаждений» (ок. 1504) И. Босха и «Падение мятежных ангелов» (1562) П. Брейгеля);
  • какие облики принимают дьявол и бесы в изображениях данных авторов, связь этих изображений с церковной традицией; феномен дьявольского окружения;
  • как художник раскрывает в своих работах тему человеческих грехов и пороков; насколько его отношение совпадает (отличается) с позицией официальной Церкви;
  • смерть и ее образы у художников; воздаяние за грехи (Ад и его обитатели; преступление и наказание).

2. Провести анализ сочинения Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм» и выяснить:

  • какие отрицательные качества женщины описывают авторы трактата;
  • как в этом описании женщины отразился синтез позиции официальной Церкви и взглядов представителей народной культуры, и каким образом авторы развили его до ассоциативного ряда «ведьма-женщина».

Источники

  1. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.

Литература

  1. Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. М., 1939.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
  3. Больони П. Народная культура в средние века: темы и проблемы // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.
  4. Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
  5. Гинцбург К. Бенанданти: колдовство и аграрные культуры в конце XVI — начале XVII в. // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.
  6. Гуревич А. Я. Ведьма // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  7. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exsempla XIII в.). М., 1989.
  8. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
  9. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.
  10. Гуревич А. Я. Страшный суд // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  11. Делюмо Ж. Страх на Западе (XIV—XVIII вв.) // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.
  12. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
  13. Кикхефер Р. Европейские процессы над ведьмами: их обоснование в народной и ученой культуре 1300—1500 гг. // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований : реферативный сборник. М., 1982.
  14. Климов Р. Питер Брейгель. М., 1959.
  15. Коплстоун Т. Жизнь и творчество. Хиеронимус Босх. М., 1998.
  16. Марейниссен Р., Рейфеларе П. Иероним Босх. М., 1998
  17. Мартин Г. Босх. М., 1992
  18. Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI вв. Л., 1987.
  19. Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. М., 1992.
  20. Рассел Дж. Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб., 2001.
  21. Роке К.-А. Брейгель. М., 2000.
  22. Салман Ж-М. Ведьмы // История женщин на Западе : в 5 т. Т. III. Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2008.
  23. Тольнай Ш. Босх. М., 1992.
  24. Тревор-Ропер Х. Р. Одержимость ведовством в Европе в XVI и XVII в. // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований : реферативный сборник. М., 1982.
  25. Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974.
  26. Фут Т. Мир Брейгеля. 1525—1569 / пер. с англ. А. Богдановского. М., 2003.
  27. Хаген Р.-М., Хаген Р. Питер Брейгель Старший. Taschen / Арт-Родник, 2000.
  28. Харитонович Д. Э. Дьявол // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  29. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
  30. Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале нового времени // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.
  31. Ястребицкая А. Л. Общие верования, общие страхи, общие одержимости // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1995. Ч. 3.

Семинар 5. Семья и дети, вопросы родительской любви — позиция представителей Церкви (2 ч.)

Во-первых, необходимо выяснить суть дискуссий в современной исторической науке относительно восприятия детства и любви к детям в эпоху средневековья; при этом, для наиболее полного раскрытия проблемы, необходимо актуализировать знания о повседневной жизни рыцарской, крестьянской и городской семьи данного периода.

Для выявления традиционных воззрений официальной Церкви на роль мужчины и женщины в воспроизводстве и воспитании детей, а также на сущность родительской любви, помимо исследовательской литературы, указанной в списке, следует привлечь текст соответствующей лекции, а также результаты работы с источниками на предыдущих занятиях.

При анализе писем Антонина Флорентийского к Диодате дельи Адимари следует выяснить, насколько ее духовник учитывал реалии обыденной жизни семей итальянских городов XV в. и изменился ли (в сравнении с теологами XIII в.) его взгляд на роль женщины в управлении домом и воспитании детей.

Вопросы для обсуждения

  1. Восприятие детства в средние века: концепция Ф. Ариеса (средневековая цивилизация — «цивилизация взрослых») и дискуссия вокруг нее. Любовь к детям как проблема исторической антропологии.
  2. Представители официальной Церкви о месте и роли женщины в семье и в воспроизводстве и воспитании детей (основная функция семьи — рождение детей: роль мужчины и женщины в процессе репродукции; функции мужчин и женщин в воспитании детей, основания для подобного разделения; проблемы родительской любви к детям и ее сущности).
  3. Диодата дельи Адимари и ее дети в наставлениях архиепископа флорентийского Антонина (в чем, по мнению Антонина, состоит суть родительской любви к детям; как и почему Дада должна относиться к смерти своих детей; какие функции в опеке и воспитании детей разделяют в семье муж и жена, и Даде по причине ее вдовства придется взять на себя; пример матери-воспитательницы какого из известных богословов и почему был приведен Диодате).

Источники

  1. Антонин Флорентийский. Письма / пер. И. А. Краснова, О. Г. Пастельняк // Диалог со временем. 2008. Вып. 23. С. 348—351, 354—357, 360, 364—367, 367—368.

Литература

  1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
  2. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.
  3. Веккьо С. Хорошая жена // История женщин на Западе : в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
  4. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в средние века. М., 2002.
  5. Гуревич А. Я. Детство // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  6. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exsempla XIII в.). М., 1989.
  7. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  8. Краснова И. А., Пастельняк О. Г. Проповедник и его духовные дочери // Диалог со временем. 2008. Вып. 23.
  9. Опитц К. Как жили в позднем средневековье // История женщин на Западе: в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
  10. Представления о детях и детстве в Средние века (Обзор по материалам коллоквиума: «Ребенок в средние века») // Культура и общество в средние века : методология и методика зарубежных исследований : реферат. сб. М., 1982.

Занятия по самостоятельной контролируемой работе (СКР)

В процессе изучения тем курса всем студентам для получения зачета необходимо подготовить три письменных эссе. При их написании следует внимательно изучить соответствующую исследовательскую литературу и провести подробный анализ источника по теме исследования.

Темы эссе

  1. Отношение к первородному греху и браку в трудах Августина Блаженного (по материалам «Исповеди» и сочинения «О граде Божьем»).
  2. Образ Марии Магдалины в наставительной литературе XV в. (анализ письма Антонина Флорентийского к Диодате дельи Адимари).
  3. Отражение стереотипных представлений о мужчинах и женщинах в педагогических трактатах церковных деятелей XII—XIV вв. (по сочинениям Винсента из Бове и Эгидия Римского).

Источники

  1. Августин Блаженный. Cоч. : в 4 т. М., 1998.
  2. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997.
  3. Антонин Флорентийский. Письма / пер. И. А. Краснова, О. Г. Пастельняк // Диалог со временем. 2008. Вып. 23. С. 351—354.
  4. Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. II. С. 261—264.
  5. Эгидий Римский. О правлении государей // Там же. С. 271—281.

Основные источники и литература по курсу

Источники

  1. Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т. 2.
  2. Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I—V.
  3. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : сб. текстов / под ред. С. М. Стама. Саратов, 1988.
  4. Памятники средневековой латинской литературы IV—VII веков. М., 1998.
  5. Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972.
  6. Первоисточники по истории раннего христианства / сост. А. Б. Ранович ; пер. П. А. Преображенского. М., 1990.

Литература

  1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
  3. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.
  4. Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов : история богословской мысли. М., 2007.
  5. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в средние века. М., 2002.
  6. Город в средневековой цивилизации Западной Европы : в 4 т. М., 1999—2000.
  7. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exsempla XIII в.). М., 1989.
  8. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
  9. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  10. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
  11. Женщина, брак, семья до начала Нового времени : Демографический и социально-культурный аспекты. М., 1993.
  12. История женщин на Западе : в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
  13. История женщин на Западе : в 5 т. Т. III. Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2008.
  14. Карсавин Л. П. Католичество. Откровения блаженной Анжелы. Томск, 1997.
  15. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
  16. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований : реферативный сборник. М., 1982.
  17. Ле Гофф Ж, Трюон Н. История тела в средние века. М., 2008.
  18. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / общ. ред. С. К. Цатуровой. М., 2001.
  19. Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново, 1999.
  20. Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
  21. Средневековая Европа глазами современников и историков / под ред. А. Л. Ястребицкой. Ч. 1—5. М., 1994.
  22. Суприянович А. Г. Женская идентичность и средневековая мистика : опыт гендерного анализа. М., 2008.
  23. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
  24. Христианство : Энцикл. сл. М., 1993. Т. 1—3.
  25. Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале нового времени // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.
  26. Ястребицкая А. Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. 1994. Вып. 57.

Интернет-ресурсы

  1. Web Gallery of Art. Виртуальная Галерея Искусства. http://www.wga.hu/index.html Виртуальный музей, посвященный европейскому искусству 1100 — 1850 гг., содержит более 21 тыс. репродукций, словарь специальных терминов и понятий, биографии художников и скульпторов (на английском языке). Можно использовать как базу визуальных источников по курсу.
  2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm Имеются ссылки на исторические источники по изучаемой эпохе на русском языке в Интернете.
  3. Сайт «Античное христианство» http://christianity.shu.ru/ — библиотека античных и средневековых христианских авторов.
  4. Сайт Русского Христианского Гуманитарного Института. Библиотека христианских авторов от апостольских мужей до XIV в. http://antology.rchgi.spb.ru/autor_list.rus.htm
  5. Проект «Biblical Studies» http://www.biblicalstudies.ru/ Тексты научных исследований, источники (ВЗ, НЗ, тексты христианских авторов от апостольских мужей до XIV в.).

© Тельменко Е.П., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/