Силова С.В. Образ женщины и гендерные аспекты православия

Рабочая программа курса

Гродненский государственный университета, Белоруссия
Факультета истории и социологии
Специальность — история, социология
Курс — 3, 4

Пояснительная записка

Тема положения женщины в православии, в целом, гендерных аспектов православия, долгое время рассматривалась либо не рассматривалась вообще, либо рассматривалась одностронне и была полна стереотипов. В связи с возросшим интересом к данной проблематике важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место женщины согласно православному вероучению, чем и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория женщин, сделавшая выбор в пользу православного образа жизни. Эта инакомыслящие и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого необходимы знания о гендерных аспектах православия. Соответственно, данная тема и актуальна и практически значима для современного общества.

Цель спецкурса — дать целостное представление о гендерных аспектах православия. Показать дискуссионный характер данной темы, рассмотреть основные позиции по этому вопросу.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  1. Основные положения православного вероучения о положении женщины в обществе и семье;
  2. Проанализировать права женщин в семье и обществе, согласно правосвлавному вероучению, эволюцию этих взглядов;
  3. Процесс измененияи положения женщины с изменением исторических и социальных условий существования общества;
  4. Основные стереотипы понимания роли женщины в православной религиозной традиции и пути их преодоления;

В результате изучения дисциплины студенты должны владеть навыками: освоения и использования учебной богословской и исторической информации; системного и сравнительного анализа; критического мышления; способность к самореализации в условиях современной социокультурной ситауции; сформированности личных качеств: самостоятельности, ответсвенности, организованности, целеустремленности и толерантности.

Планирование курса

При преподавнии курса используются как лекционные, так и практические занятия в форме: круглых столов (тема 2); дискуссий (тема 3); экскурсий (тема 4, 5); ролевых игр (тема 2, 3, 6). На контролируемую самостоятельную работу студентов выносятся часть материала темы 1, 2. 4. КСР включает в себя: подготовка эссе; подготовка круглому столу и дискуссии; прохождение тестов по всем темам и итогового теста; создание мультимедийных презентаций по проблематике спецкурса.

При изучении спецкурса предполагается привлечение к проведению занятий представителей Православной Церкви (в рамках соглашения, подписанного между Минитерством Образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью).

Лекционная часть курса

Тема 1. Представление о природе и предназначении женщины в Библии и в произведении церковных авторов (2 ч.)

Библейская традиция отношения к женщине. Образ Евы в Ветхом Завете, порядок сотворения полов (Быт. 1 — 2; 5:2) и грехопадение (Быт. 2). Возникновение идей подчиненного положения женщины (как в Ветхом так и Новом Завете; Послание апостола Павла (I Тим.; I Кор.; Ефес). Православное учение об иерархии (в духовном плане женщина может стать превыше всех Ангелов, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим). Статус женщины как помощника, подобного Адаму (Быт. 2, 20). Более высокое положение женщины в Книге Бытия «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24).

Положение женщин (Августин Блаженный, Иоанн Злотоуст). Должна смиренно «поучаться в безмолвии» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11), «бояться мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 23). «Симон Петр сказал им: “Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны жизни”» (от Фомы, 118). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви...» (Библия, Н.З., Послание к Ефесянам, 5). Павел и его ученики О месте женщины в христианском обществе. «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим., 2:12). «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Кор., 11:10). «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор., 14:34). «И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор., 11:9). «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор., 14:36). «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф., 5:28).

Женщина была обвинена в Христианстве в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Как говорится в Библии: «....и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире. Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры-монахини. Св. Тертуллиан говорил, что «...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».

Тема 2. Отношение к матери в Новом Завете (2 ч.)

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнес, «чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению» (Толкование на Четвероевангелие). «Смотри же, — пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании, — в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Евангелие последовательно подчеркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2:51). Из послушания ей Он совершил и Свое первое чудо (Ин 2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19:19, Мк 10:19, Лк 18:20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15:4-6, то же Мк 7:10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (Лк 7:12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26).

Ученики же Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой такой Пример, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6:1-3). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3:20). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою (Рим 16:13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и др. (1 Тим 1:9).

Тема 3. Женщина в системе семейно-правовых отношений. Христианский брак (2 ч.)

Учение древней Вселенской церкви о браке и месте женщины в нем (св. Игнатий Богоносец, св. Иустин Философ, Феофил Атиохийский, св. Климент Александрийский и Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов). Мнение отцов Церкви делится на две части. Профессор Троицкий пишет: «В истории человеческой мысли встречаем две главные теории в учении о браке... Одну можно назвать реалистической, другую — идеалистической».

Христианская сущность брака как Малой Церкви («Царство Божие ужо пришло там, где двое — уже не двое, а одно» Евагелие), (как чуда восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силами (Митрополоит Сурожский Антоний), «мир не может сущестовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные состояния», Иоанн Злотоуст). Учение древней Вселенской церкви о браке и месте женщины в нем (св. Игнатий Богоносец, св. Иустин Философ, Феофил Атиохийский, св. Климент и Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов). Учение Иоанна Богослова о браке и месте женщины в нем. «Добрые» и «злые жены».

Цель брака — деторождение и воспитание детей. Брак как таинство. Понимание любви, жертвенности, веры в браке (Любить — значит следовать за другим, таков путь есть не только призвание идеальной жены, но по сути, состояние всякой души, как невеста, следующей за Богом. Обязанности жены (носить бремена друг друга (Гал. 6. 2).

Обязанности матери. Осознание ответственности матери за нравственное воспитание ребенка (Женщина когда рожает терпит скорбь, а когда родит, то не помнит себя от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Участие беременной в таинствах. Деторождение как служение, а не только исполнение Божия Завета «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Гал. 4, 19)

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23:17). Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5:7).

НОВЫЙ ЗАВЕТ И ПОЛИГАМИЯ. Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (!) одною плотью, так что они уже не двое (!), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6, то же Мк 10:7-8, Еф 5:31). Моногамные браки однозначно утверждаются как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10:6-8).

Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10:11-12, Лк 16:18). Употреблено все так же в единственном числе: один муж — одна жена.

Указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р. Х., свидетельствующих о браках христиан: «Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной» (Минуций Феликс. Октавий, XXXI). «И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения» (Афинагор. Прошение о христианах, 33). «Если муж или жена умрет, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? — Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа» (Ерм. Пастырь, II, 4). Моногамия представлялась единственной естественной формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неактуальное, и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многоженство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях Богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному еще в раю Самим Богом образцу брачных отношений. Отмечено, что «практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось все тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя, Иаков женился на сестрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство».

Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное ее установление — в Ветхом Завете нет ничего, что бы специально разрешало полигамию. Это было чисто человеческое установление. Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что многоженство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого.

Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд — не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству.

Что же касается настоящих, верующих христиан, то тут можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства — обычное явление, более того, в нем нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Только для одержимого греховными страстями ума это представляется невозможным, Господь же подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить друг друга всю жизнь и быть счастливыми друг с другом.

Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как нежелательное

Тема 4. Монашество (2 ч.) (экскурсии)

Брак и монашество — два лика одной Церкви. Культ белорусских святых (от Анастасии (Рогнеда) и Ефросиньи Полоцкой до Валентины Минской — Житии, подвиг монашества и пророчества).

Тема 5. Активизация роли женщин в обществе (вторая половина XIX — начала XX в.) и отношение к этому Православной Церкви (2 ч.)

Традиционная семья и процесс модернизации, «бабьи стоны». Отношение Православной Церкви к женскому образованию и правам женщин. Законодательство о браке и разводе. Отношение к гражданским и смешанным бракам и положению женщины в них. Женский вопрос на Поместном Соборе 1917—1918 гг.: участие женщин в жизни Церкви, о праве женщин входить в алтарь, о возрождении чина диаконисс.

Тема 6. Стереотипы понимания роли женщины в православии и пути их преодоления (ролевая игра) (2 ч.)

Основная литература к курсу

  1. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни // Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004.
  2. Белякова Н. А. Женщина в Церкви. М, 2003.
  3. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви. М., 2002.
  4. Библия (любое издание).
  5. Брайсон В. Политическая теория феминизма / пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.
  6. Ветхий завет (любое издание).
  7. Воробьева М. В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов // Общество в гендерной перспективе. Великий Новгород, 2002.
  8. Григоровский М. Учение святителя Иоанна Златоуста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. (репринт. Издание).
  9. Дин Э. Знаменитые женщины Библии / пер. с англ. А. И. Блейз. М. : Крон-Пресс, 1995.
  10. Домострой. М., 2002.
  11. И будут двое одна плоть. Размышления о христианском браке / сост. А. М. Баранов. М., 2006.
  12. Круассан Ж. Призвание женщины или священство сердца / пер. с фр. Г. Могилевской. М., 1996.
  13. Максимов Ю. Религии креста и религия полумесяца. Христианство и ислам. М., 2008.
  14. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Брак в православии. Клин, 2004.
  15. Микушевич В. Женщина и христианство // Преображение. М., 1993.
  16. Нисский Григорий. Об устроении человека (любое издание). Гл. XVII.
  17. Новый завет (любое издание).
  18. Постернак А. В. Служение женщин в раннехристианской церкви // Античность и Средневековье Европы. Пермь, 1996.
  19. Свенцицкая И. С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. М., 1995.
  20. Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Образ женщины в христианстве. М., 2008.
  21. Троицкий С. В. Христианская философия брака. Клин, 2001.
  22. Шашков С. С. Собр. соч. СПб., 1898. Т. 1.
  23. Шашков С. С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. СПб., 1873.
  24. Шашков С. С. Очерк истории русской женщины. СПб., 1872.
  25. Kelley A. Raab. When women become priests. The Catholic Women's Ordination Debate. N. Y., 2000.
  26. Mystics, visionaries and prophets. A historical anthology of women's spiritual writings/ Edited by Shawn Madigan; foreword by Benedicta Ward. Minneapolis : Fortress Press, 1998.

© Силова С.В., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/