Семичева Е.А. Сравнительное изучение религиозного искусства

Рабочая программа курса

Белгородский государственный университет
Факультет исторический
Специальность (направление, программа) 030600.62 — история
Курс 3

Пояснительная записка

Одной из основных тенденций развития современного мира является поиск точек соприкосновения, возможности сосуществования мировоззрений: религиозного и светского, межконфессионального и внутриконфессионального. Профессиональный подход к этой проблеме не в последнюю очередь зависит от подготовки специалистов в рамках не только духовного, но и светского — классического университетского — образования.

Выпускник исторического факультета должен свободно ориентироваться в основных положениях мировых религиозных систем, базовых вероучительных текстах, специфике ритуалов различных религий, в первую очередь тех, которые определяют лицо современного мира. На это ориентирует дисциплина «История мировых религий», изучаемая на 2 курсе.

Предлагаемый специальный курс является ее логическим продолжением и предоставляет возможности более глубокого понимания сущности и специфики религиозного опыта, ориентирует на систематическую работу с источником, строится на основе проблемного подхода. Стержневой линией курса является сравнительный анализ способов выражения и формирования религиозного опыта в изобразительном искусстве христианства, ислама, буддизма.

Цель: курс призван способствовать расширению и углублению знаний о многообразии форм религиозно-эстетического освоения действительности, сходстве и различиях эстетического опыта в мировых религиях, выделить определенный подход и систему в его изучении в исторической ретроспективе; сориентировать студентов в разнообразии научной и научно-популярной информации.

Задачи курса: определить сущность и содержание религиозного искусства как особой формы миропознания и мистического опыта; выявить взаимосвязь художественной и культовой деятельности; сформировать системное представление об общем и особенном в религиозном искусстве христианства, ислама, буддизма; способствовать развитию умений и навыков, необходимых при реализации любой из форм профессиональной деятельности специалиста-историка, включая преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность.

Курс строится на основе учебно-междисциплинарных и исследовательско-междисциплинарных прямых связей, и включает в общее проблемное поле содержательные и методологические компоненты истории, культурологии, религиоведения, искусствоведения.

Студент, обучающийся по программе, должен знать:

— основные концепции и подходы к изучению проблем религиозного искусства;

— художественно-эстетические аспекты религиозного культа в христианстве, исламе, буддизме;

— специфику форм и видов религиозного искусства в системе мировых религий;

— содержание основных источников;

— основной фактический материал в пределах программы.

В результате изучения курса студент должен уметь:

— дать сравнительно-историческую и сравнительно-худо­жественную характеристику различных видов и форм религиозного искусства в системе мировых религий;

— подвергнуть элементарному анализу и смысловой интерпретации произведения религиозного искусства;

— грамотного применять понятийно-категориальный аппарат данной дисциплины;

— иметь навык критической работы с источниками и литературой по изучаемому курсу.

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 24 аудиторных часа, из них 12 занятий — лекционных и 12 семинарских занятий. На самостоятельную работу отводится 38 часов. Форма итогового контроля — зачет.

Лекционная часть курса

Тема 1. Вводная лекция. Предмет и задачи курса. Основные подходы к изучению религиозного искусства (2 ч.)

Религиозное искусство как предмет сравнительного и междисциплинарного анализа. Теология прекрасного. Религиозно-бо­го­словское истолкование эстетических категорий: «красота», «прекрасное», «безобразное». Богословское понимание искусства. Соотношение и взаимовлияние религиозного и эстетического опыта. Религиозное и церковное искусство. Народное религиозное искусство.

Во вводной лекции выявляется круг основных проблем, задается структура и логика изучения курса, определяется методология. Проблемное поле устанавливается в содержательных и хронологических границах: предполагается изучение основных форм канонического религиозного искусства, его связи с мистическим религиозным опытом. Сравнительный анализ как метод направлен, прежде всего, на сопоставление «идеальных» моделей, заданных догматикой мировых религий. Конкретные историко-культурные трансформации религиозного искусства (местные традиции, течения и пр.) имеют вспомогательный, иллюстративный характер. Лекционный материал преимущественно строится как последовательный обзор основных принципов религиозного искусства христианства, ислама, буддизма. Семинарские занятия предполагают сопоставление мировых религий по выделенным линиям сравнения.

Тема 2. Христианское искусство. Символически-худо­жест­венные средства христианского богослужения (4 ч.)

Христианская эстетика. История изучения христианского искусства. Христианский храм как образ мира. Происхождение христианской символической живописи. Христианская иконография.

В лекции представлены различные трактовки эстетических категорий в христианском богословии: красота как выражение божественного и принадлежность Царству Божьему; искусство как средство преобразования человека. Сопоставлены наиболее важные положения западной и византийской эстетики, теоретиков литургического символизма. Дана характеристика эстетики Н. О. Лосского как учения об осуществлении красоты. Выделены основные этапы и персоналии в истории изучения христианского искусства. Символика христианского храма раскрывается во взаимосвязи с литургической жизнью Церкви. Выделены основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи в церковном предании (Евсевий, Максим Исповедник, Софроний, Герман, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Симеон Солунский). Обозначены основные иконографические типы.

Тема 3. Сравнение католической и православной традиции. Эстетика протестантизма (2 ч.)

Храмовая архитектура в католицизме и православии. Католическая живопись и скульптура в пространстве храма и литургии. Богословие иконы. Икона и иконостас в православной традиции. Эстетика и искусство протестантизма.

В лекции проведен сравнительный анализ храмовой архитектуры католицизма и православия, выявляющий сходства и различия конструктивных и декоративных элементов во взаимосвязи с догматическими расхождениями названных религиозных традиций. Выделены линии расхождения (как по видам, так и по стилевым особенностям) изобразительного искусства, эволюционирующего в реалистические формы католической живописи и скульптуры, и умозрительную символику православного иконописания. Особое внимание уделено иконе как «окну в мир незримый», «образу для связи с Первообразом». Дана характеристика многозначной символики православной иконы и иконостаса (сюжет, колористика, композиция) в богословской традиции и светской историографии. Заключительная часть лекции посвящена отношению к красоте и искусству в протестантской традиции, сопоставлены эстетика и «антиэстетика» протестантизма.

Тема 4—5. Мусульманское искусство (4 ч.)

«Красота» и «искусство» в мусульманском богословии. Эстетика ислама. Специфика мусульманского изобразительного искусства. Каллиграфия и орнаментальная живопись. Мусульманский храм: конструктивные особенности и символика.

В лекции обозначена принципиальная позиция ислама относительно всех видов искусства, согласно которой приоритет принадлежит принципу нравственности, а не принципу эстетики. Анализируются аяты, характеризующие гармонию и идеальное совершенство Вселенной, красоту и прекрасное. Представлены и догматически обоснованы черты, легко узнаваемые при всем многообразии проявлений мусульманского искусства: абстрактность, орнаментальность и не-изобразительность. Отмечается, что искусство ислама не иллюстрирует Коран, но предполагает абстрактные художественные отражения его главных идей. Акцентируется внимание на занимающей верхнюю позицию в иерархии изобразительных искусств каллиграфии как «видимой плоти Божественного Слова». Обозначены декоративные возможности двух «измерений» арабской каллиграфии — вертикального, соответствующим неизменным сущностям вещей, и горизонтального, объединяющего буквы в непрерывном течении, выражающем становление, или материю, которая связывает вещи между собой воедино. Названы разновидности каллиграфического письма. Прослеживается эволюция двух типов орнаментальной живописи: геометрического и растительного, характеризуются многозначные символические значения орнамента, арабеска как особая разновидность искусства.

Тема 6. Искусство буддизма (2 ч.)

Буддийская эстетика. Буддийский храм: символический и эстетический смысл. Буддийская иконография и ее специфика.

Первый блок лекции посвящен эстетическим положениям буддизма, имеющим экзистенциальный характер, связанным с идеей нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Они определили в искусстве неповторимую атмосферу движения, мерцания жизни, способствовали укреплению принципа незавершенности («non-finito» в европейской терминологии) в искусстве, когда художественный образ есть слияние вечного Я («Я — не произведен, неустраним, неубывен, вечен») с вечной природой, внешним миром. Отмечено, что поскольку центральные категории буддизма не могли быть трансформированы в конкретно-реальные образы: показать нирвану нельзя «ни с помощью цвета, ни с помощью формы» (Типитака), в буддизме четко выявляется синтезирующее значение образного слова и искусства театрального представления, организующих вокруг себя все остальные искусства. Выделены характерные черты буддийской архитектуры, главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит классическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной в системе буддийской символики. Выделены особенности вихары и чайтьи. Определены основные иконографические типы Будды и Бодхисаттв, выявлены этапы эволюции изобразительного искусства как визуального воплощения и персонификаций текстов, которые описывают соответствующие практики. Характеризуются танка как феномен тибетского искусства.

Семинарские занятия

Семинар 1. Красота и прекрасное в богословской традиции. Эстетические категории и их интерпретация в догматических текстах христианства, ислама, буддизма (4 ч.)

Проводится в форме практикума. Студенты анализируют отрывки из текста источников, сравнивают эстетические системы Аврелия Августина, Псевдо Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и др. Рассматриваются суры Корана (сура «аль-Хиджр», аят 16; сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 6; сура «Фуссилат» (Разъяснённые), аят 12). Сопоставление буддиских текстов (Асвагоша, Джатаки) и Ригведы позволяет увидеть влияние на буддизм более ранних религиозно-эстетических представлений и практик.

Семинар 2. Искусство. Сакральное пространство. Проблема изобразимости / неизобразимости Бога (2 ч.)

На обсуждение выносятся проблемы отношения к искусству и его роли в религиозном мировоззрении, религиозном опыте и литургической практике в христианской и исламской традиции. Привлекаются как священные тексты и их последующая интерпретация, так и труды богословов и светских ученых, касающихся данной проблематики. Особо выделены проблемы сакрального пространства и иеротопии (А. М. Лидов, Ш. М. Шукуров и др.) и изобразимости/неизобразимости Бога в христианстве и исламе (иконоборцы и иконопочитатели, VII Вселенский собор; категоричность мусульманской традиции и ее обоснование).

Семинар 3. Сакральная архитектура. Конструктивные и художественно-символические особенности христианской, мусульманской и буддийской архитектуры (2 ч.)

Логика обсуждения: от общего к частному. Выделяются наиболее важные особенности строения храма в определенной религиозной традиции — приводятся примеры наиболее типичных зданий и сооружений (раннехристианские сооружения, католический, византийский и православный храмы, центрально-купольная, колонная и айванная мечети, ступа, вихара, чайтья). Оптимально — использование иллюстративного материала и мультимедиа.

Семинар 4. Изобразительное искусство. Универсальные и специфические смыслы и значения скульптуры и живописи в системе мировых религий (2 ч.)

Обсуждение христианского изобразительного искусства строится на основе сравнительного анализа католической и православной традиции, выявления причин расхождения и преобладания скульптурного изображения и своеобразного реализма живописи католицизма над иррациональной живописной идеей православия. Наиболее показательно сопоставление иконографии Христа и Богоматери (Мадонны). Анализируются особенности мусульманской и буддийской живописи. Перспективной в методическом смысле выглядит попытка выделить универсальные признаки роли изобразительного искусства в религиозной практике.

Семинар 5. Общее и особенное в религиозном искусстве (2 ч.)

Проводится в форме обсуждения докладов и эссе. Предполагается выступление докладчика и оппонента, ответы на вопросы и коллегиальное итоговое обсуждение, как содержания доклада, так и способа и умения презентации результатов реферирования или исследования. Подготовленные эссе заранее рецензируются и на занятие выносится диалог автора и рецензента. Тематика занятия задается темами, которые студенты выбрали для эссе и докладов.

Семинар 6. Сравнительно изучение религиозного искусства (2 ч.)

Проводится в форме итоговой дискуссии. Занятие носит обобщающий характер. Подготовка включает выделение студентами линий и объектов сравнения, из которых совместно выбираются ключевые (наиболее значимые, интересные и/или дискуссионные). Студенты делятся на подгруппы и готовят аргументы в защиту собственной позиции относительно поставленной проблемы. Основное проблемное поле: принципиальность различий, преобладание сходных или различных черт и признаков, причины расхождений. Аргументация строится на основе конкретных примеров и текста источников.

Темы эссе (проблемные вопросы)

  1. Возможно ли сравнивать православную икону и мусульманскую каллиграфию?
  2. Является ли пространство мечети сакральным?
  3. Сравнимы ли изображения Будды и Христа в системе вероучения?
  4. Человек и Бог в пространстве католического и православного храма.
  5. Можно ли считать буддийские ступы храмами?
  6. Мусульманские арабески и тибетская живопись: есть ли сходство?
  7. Существует ли канон в буддийском искусстве?

Темы докладов

  1. Искусство суннитского и шиитского ислама: сходство и различия.
  2. Декоративно-прикладное искусство ислама.
  3. Искусство книжной миниатюры в исламе.
  4. Символика Каабы.
  5. Тибетская живопись: сюжеты, образы, символы.
  6. Византийская эстетика.
  7. Изображения святых в православной традиции.
  8. Идея мученичества в католической скульптуре.
  9. Музыка в католическом и православном богослужении.

Вопросы для самоподготовки

  1. «Красота» и «искусство» в христианском богословии.
  2. «Красота» и «искусство» в мусульманском богословии.
  3. Основные принципы эстетики буддизма.
  4. Символическое значение конструктивных элементов христианского храма.
  5. Символика храмовой росписи: композиция, сюжеты, цвет.
  6. Основные принципы построения иконостаса.
  7. Основные сюжеты католической и православной живописи.
  8. Иконография Христа и Богородицы.
  9. Символика цвета в русской иконописи.
  10. Композиция иконы. «Обращенная перспектива» и ее символические смыслы.
  11. Католическая скульптура.
  12. Искусство протестантизма.
  13. Основные архитектурные типы мечети.
  14. Пространственные символы в исламе и мусульманском искусстве.
  15. Смысл и назначение каллиграфии в исламе.
  16. Основные виды и типы каллиграфического письма.
  17. Орнаментальная живопись ислама. Арабески.
  18. Основные типы буддийских архитектурных сооружений.
  19. Символическое значение буддийской ступы.
  20. Буддийская иконография (махаяна и ваджраяна).

Основная литература и интернет-ресурсы по курсу

Источники

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
  2. Асвагоша. Жизнь Будды. М. : изд-во Сабашников. 1913 (или более позднее издание).
  3. Атхарваведа. Избранное. М., 1989.
  4. Виная-питака // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Т. 2.
  5. Деяния Вселенских Соборов : в 7 т., изд. 3-е. Казань, 1889—1910.
  6. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. М., 1995.
  7. Дхаммапада / пер. с пали В. Н. Гопорова. Спб., 1993.
  8. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. ; Ростов н/Д, 1992.
  9. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.
  10. Климент Александрийский Строматы / пер. и коммент. Е. В. Афона­сина. СПб., 2003.
  11. Коран / пер. и коммент. И. Крачковского ; 2-е изд. М., 1990.
  12. Творения Блаженного Августина. Киев, 1901—1912. Ч. 1—7.

Общие вопросы. Христианство

  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение и религия // Одиссей. Человек в истории. М., 1992.
  2. Безансон А. Запретный образ: интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999.
  3. Бенин О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с совр. духовными и интеллектуальными движениями / пер. с англ. М., 1973.
  4. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919.
  5. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995
  6. Борев Ю. Б. Проблемы происхождения литературы и искусства // Контекст-1984 : литературно-теоретические исследования. М., 1986.
  7. Бушаков С. Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931.
  8. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.
  9. Булгаков С. Н., прот. Икона и иконопочитание. М., 1996.
  10. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.
  11. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  12. Евдокимов П. Н. Искусство иконы: Богословие красоты. Клин, 2005.
  13. Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
  14. Карсавин Л. П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века (XII—XIII вв.) // Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
  15. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери : в 2 т. М., 1914—1915.
  16. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.
  17. Лазарев В. Н. Русская иконопись : в 6 ч. М., 1983. Ч. 1.
  18. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования. // Иеротопия. Исследование сакральных пространств : материалы Междунар. симпоз. / под ред. А. М. Лидова. М., 2004.
  19. Мень А. Таинство, Слово и Образ. Л., 1991.
  20. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.
  21. Православная икона. Канон и стиль. М., 1998.
  22. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2005.
  23. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. М., 1991.
  24. Угринович Д. М. Искусство и религия. М., 1982.
  25. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.
  26. Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. : антология. М., 1993.
  27. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. М., 1972. Сб. 9.
  28. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания : пер. с нем. СПб., 1907.
  29. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1994.
  30. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.
  31. Viladesau R. The Triumph of the Cross: The Passion of Christ in Theology and the Arts from the Renaissance to the Counter-Reformation. Oxford University Press, 2008.

Ислам

  1. Барбара Бренд. Искусство ислама. М., 1990.
  2. Бертельс А. Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX—XV вв. М., 1997.
  3. Веймарн Б. В. Классическое искусство стран ислама. М., 2002.
  4. Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII вв. М., 1974.
  5. Еремеев Д. Философские аспекты мусульманского мышления // Азия и Африка сегодня. 1991. № 5. С. 42—44.
  6. Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб., 1997.
  7. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Средние века, новое время. М., 1988.
  8. Наср С. Х. Исламское искусство и духовность. М., 2009.
  9. Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве. СПб., 2001.
  10. Сазонова Н. В. Искусство Ирана. М., 1994.
  11. Стародуб-Еникеева Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.
  12. Стирлен А. Искусство ислама. Распространение персидского стиля от Исфахана до Тадж-Махала. М., 2003.
  13. Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Архитектура Средней Азии IX—X вв. Берлин ; Рига, 1992.
  14. Чужое: опыт преодоления. Очерки по истории культуры Средиземноморья / сост. Р. М. Шукуров. М., 1999.
  15. Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. М, 1999.
  16. Шукуров Ш. М. Образ человека в искусстве ислама. М., 2004.

Буддизм

  1. Баркова А. Л. Мифологические универсалии в тибетской иконографии // Человек и природа в культурной традиции Востока. М., 2004.
  2. Боги и хранители Тибета: Собрание икон школы Ньингма. М., 1997
  3. Герасимова К. М. Тибетский канон пропорций // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973
  4. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.
  5. Огнева Е. Д. Структура тибетской иконы // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973
  6. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.
  7. Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. М., 2001
  8. Судзуки Д. Т. Мистицизм: христианский и буддийский. Киев, 1996.
  9. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995
  10. Торчинов Е. А. Буддийская иконография Праджняпарамиты и некоторые аспекты праджняпарамитской философии // Использование музейных коллекций в критике буддизма. Л., 1981.
  11. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СПб., 2000.
  12. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Интернет-ресурсы

  1. Научный богословский портал: http://www.bogoslov.ru/.
  2. Эстетический портал http://estetikatyt.ru/.
  3. Портал ISLAM.RU, раздел «Культура и искусство»: http://www.islam.ru/culture/
  4. Порталы: Буддизм Алмазного пути: http://www.mahamudra.ru ; http://www.buddhism.ru.

© Семичева Е.А., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/