Самойленко А.Г. Ересь в Западной Европе, Византии и Московском государстве в средние века

Рабочая программа курса

Нежинский государственный университет им. Н. Гоголя
Историко-юридический факультет
Специальность: 6.030300 «История»
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр
Курс: II

Пояснительная записка

Духовная жизнь, менталитет и культура европейского средневекового общества отличались глубокой религиозностью. Христианская церковь являлась могущественным общественным и правовым институтом и сыграла важную роль в передаче традиций античной цивилизации, а христианская мораль и этика внедряли в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской средневековой цивилизации. Христианство в Европе утверждалось путем жесточайшего насилия над личностью, путем беспощадной борьбы с языческим культом и разнообразными ересями. Наибольшего развития и общественного значения ереси достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и христианскую церковь принимали форму ереси. Именно на изучении истории религиозных течений, еретических учений, которые отклонялись от официальной церковной доктрины в области догматики и культа и являлись специфической формой социального протеста средневекового европейского общества, базируется основной материал спецкурса. Спецкурс по истории христианских ересей призван расширить объем знаний студентов по истории Западной Европы, Византии и славянских стран в средние века.

Материал спецкурса тесно взаимосвязан с содержанием общих исторических курсов «История средних веков», «История Украины», «История России», «История Византии», «История западных и южных славян», а также курсов социально-гуманитарного направления: «Философия», «Политология», «Религиоведение», «История мировых религий» и т. п. Курс является логической составляющей блока спецкурсов, читаемых на кафедре всеобщей истории. Изложение материала курса предполагает использование исторического, логического и сравнительного методов. Это позволяет рассмотреть конкретные проявления феномена ереси в историческом пространстве и времени. Курс не претендует на исчерпывающий охват проблематики, но освещает ее узловые пункты. В курсе рассматриваются все этапы эволюции ереси христианской церкви, ее структуры и идеологии на протяжении I—XVІ вв. Подробно рассматривается роль ереси христианской церкви в формировании христианской догматики. Структура программы включает в себя список общей литературы и Интернет-ресурсов, рекомендуемых студентам для самостоятельной подготовки к занятиям по спецкурсу.

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 72 часа (2 кредита ECTS), из них 24 часа отводится на лекционные занятия, а 12 часов — на семинарские занятия. Индивидуальная работа включает написание эссе (6 часов) и индивидуальных проектов (12 часов). На самостоятельную работу отводится 18 часов. Форма итогового контроля знаний — зачет.

Лекционная часть курса

Тема 1. Предмет и задачи спецкурса. Периодизация, типология и классификация ересей христианских церквей Европы (4 час.)

Предмет и задачи спецкурса. Определение термина «ересь». Ересь как религиозное отклонение от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Ересь как специфическая форма социального протеста. Разграничение терминов «ересь», «секта», «раскол». Ереси раннехристианские и ереси средневековые. Святоотеческая классификация ересей. Основные научные подходы к типологии и классификации ересей: за вероучением — гностические (докетизм, николаитство, адамитизм, павликианство, катары, богомильство, альбигойцы), тринитарные (тритеизм, арианство, агноиты, монархианство (адопционизм, савеллианство), аномеи, македонианство), христологические (аполлинаризм, несторианство, монофизитство, монофелитство), экклезиологические (монтанизм, донатисты, єресь жидовствующих, филетизм, седевакантизм), иные учения (хилиазм, милленаризм, псилантропизм, пелагианство, оригенизм, иконоборчество, янсенизм); за социальным началом (идеей равенства всех перед Богом) — бюргерская (альбигойцы, катары, гумплиаты, правое крыло гуситов и др. ереси умеренного толка), крестьянско-плебейская ересь (движения Я. Жижки в Чехии, лоллардов в Англии) и близкие к ней в Украине и России ересь стригольников, С. Ловиня, Матвея Башкина, Феодосия Коссого, Иоанна Вишенского и др. Источниковедческая база. Полемические сочинения. Ересь в церковной и светской литературе. «Церковная история» Сократа Схоластика и «Церковная история» Евсевия, «Хроника» Сульпеция Севера, «Панарион» Епифания Кипрского, труды Тертуллиана «Опровержение еретиков», «О крещении», «Против Праксея», книга Филастрия «О различных ересях», «Триалог» Дж. Уиклифа, «Псалтир» Феодора Жидовина и др.

Основные этапы изучения ересей. Исследование западноевропейских христианских ересей в зарубежной (А. Дюшер, Г. Ч. Ли, Д. Линч, Й. Лортц, Ж. Мадоль, П. Найджел, Дж. Норт, Дж. Пруденс, П. Пупар, Ж. де Сед, М. Элиаде и др.) и отечественной (С. Булгаков, Н. Бортник, А. Лебедев, Н. Осокин, М. Поснов, И. Свенцицкая, С. Сказкин, С. Стам и др.) историографии. Труды российских и украинских исследователей о еретическом влияний на общество Восточной Европы (В. Алов, Ю. Бегунов, Н. Веселовский, Д. Иловайский, А. Карташев, В. Клю­чевский, Ф. Успенский, А. Соболевский, М. Тихонравов, М. Дмитриев, Н. Казаков, Л. Карсавин, А. Карташев, А. Кли­банов, А. Лебедев, Я. Лурье, И. Мейендорф, М. Покровский, Б. А. Рыбаков, Я. Исаевич, М. Костомаров, М. Грушевский, В. Любащенко, И. Огиенко и др.).

Тема 2. Ереси в Римской империи в период формирования христианства (4 час.)

Формирования христианства в I—II вв. и возникновение ранних ересей. Апокалипсис и христианские секты I в. (николаиты, сторонники Иезавели и др.). Ереси I—II вв. как протест против усиления в христианстве тенденций к образованию «богатой церкви» (эбиониты и монтанисты). Раннехристианская иудеохристианская синкретическая секта эбионитов (евиониты, фибиониты). Название секты и ее вероучение. Христология и культовая практика эбионитов. Секты елкезаитов и барбелитов. Свидетельства Епифания о эбионитах и барбелитах. Зарождение монтанизма. Жизнь и деятельность Монтана. Распространение монтанизма во Фригие, Фракии и Понте. Полемика с монтанизмом (епископ Иераполя Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Аполлоний, Мелитон сардийский, Серапион антиохийский, Дионисий коринфский). Роль монтанистов во II ст. и их место в развитии доктрины Троицы. Распространение монтанизма в Галлии и Италии. Оценки монтанизма в «Панарионе» Епифания Кипрского и «Церковной истории» Евсевия. Тертуллиан. Указ Феодосия против монтанистов. Идейные корни раннехристианской ереси. Иудаизм и иудейское сектантство, неоплатонизм. Споры III в. об отношении церкви к «отпадшим» (ересь новациан). Новациан и его спор с римским епископом Корнилием. Союз Новациана с приверженцами монтанистических взглядов и Новатом. Выступление Киприана карфагенского и св. Дионисия александрийский против новациан. Поддержка Новациана Фабием антиохийским. Распространение новацианских обществ в Карфагене, Александрии, Сирии, Малой Азии, Галлии, Испании. Предшественники христологических и тринитарных споров о природе Христа и о Троице (ереси монархиан, савеллиан и пр.). Связь между монархианами и эбионитами. Алоги в Малой Азии. Учение о Логосе и его поддержка гностицизмом. Монархиане-модалисты и монархиане-динамисты. Противоположность пневматической и адопционистской христологий. Обвинения монархиан в адопционизме. Феодот. Римский собор 190 г. Христология Праксея. Истолкование Логоса Праксеем. Павел Самосатский (222—272). Фотин Сирмийский (ок. 300—366). Осуждение Фотина и его представления о Логосе. Учение Фотина о Сыне. Савеллианство (модализм). Идеи Савелия. Анти-савеллианские тексты Тертуллиана, Ипполита Римского и Епифания Кипрского. Савеллианство как самостоятельное течение внутри монархианства. Проповеди Ноэция из Смирны. «Синтагма» св. Ипполита. Антитринитарная сущность савеллианства. Отлучение Савеллия от церкви. «Философумены» Ипполитом.

Тема 3. Раннехристианские ереси в Восточной Римской империи (4 час.)

Признание христианства официальной религией империи в IV в. Союз государственной власти с церковью в борьбе с еретиками. Богословский характер ереси (арианство). Локальные ереси. Слияние ереси с народными движениями в IV—VII вв. Арианство. Священник Арий и его учение. Споры вокруг основного догмата официальной христианской церкви — бог-сын единосущен богу-отцу (архиепископы Александр Александрийский, Афанасий). Социальная база арианства (городское население, полисная интеллигенция и ремесленники). I Никейский собор 325 г. и принятие символа веры (Никейский символ) о Единосущной Троице. Осуждение арианства как ереси. Поддержка императором Константином ариан. Антиохийский Вселенский собор 341 г. Официальное признание арианства. Распространение арианства среди германских племён. Миланский собор 355 г. и изгнание противников ариан (Афанасий Александрийский, Люцифер Калаританский). Константинопольский собор 381 г. и повторное осуждение арианства. Сохранение арианской церкви в Остготском и Вестготском королевствах.

Возникновение в Византии несторианства. Патриарх константинопольский Несторий и его учение. Критика мистического христианского понятия «богочеловека». Социальная опора несторианства. Деятельность александрийского епископа Кирилла в борьбе против несторианства. Эфесский собор 431 г. и признание несторианства ересью. Ссылка Нестория. Распространение несторианства в Иране, Средней Азии и Китае. Современные оценки несторианства в западном богословии.

Религиозно-философское учение монофиситов. Константи­но­поль­ский архимандрит Евтихий. Вероучение монофиситов. Распространение ереси в восточных провинциях Византии (Египет, Сирия, Армения). Эфесский (449 г.) и Халкидонский (451 г.) соборы. Обострение религиозно-политической борьбы. Победа монофиситов в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и распространение их учения в Нубии и Аравии. Вероучение монофелитов как компромисс византийских императоров с монофиситами. Укрепление монофиситов в Армении (Армянская апостольская церковь), Сирии (яковитская церковь), Египте и Эфиопии.

Учение монофелитов и их лидеры (патриарх константинопольский Сергий, епископ Фасиса Кир, епископ Фарана Феодор). Официальное одобрение монофелитов в «Экфесисе» императора Ираклия (638 г.). Критика монофелитов Максимом Исповедником. Компромисс императора Константа ІІ («Типос» 648 г.). Осуждение монофелитов папой Мартином I на Латеранском соборе 649 г., и на Константинопольском (6-й Вселенский) соборе 680—681 гг. Утверждение мистического учения о двух природах и двух волях Христа.

Тема 4. Средневековые ереси в Византии (2 ч.)

Развитие феодальных отношений в Византии и формирование дуалистических учений. Зарождение ереси павликиан в Западной Армении. Идеология и деятельность Константина (Сильвана). Распространение идей павликиан в Восточной Армении и византийской Малой Азии. Социальная база и антифеодальный характер движения. Религиозно-философское учение павликиан (влияние манихейства, маздакизма). Новый завет как Священная книга павликиан. Ересиарх Сергий-Тихик. Переход к открытой борьбе с византийским государством. Деятельность Карвеаса и Хрисохира. Создание в Малой Азии государства со столицей Тефрика. Походы Карвеаса и Хрисохира во внутренние области Византии. Поражение павликиан у Вафириака (872 г.) и захват византийцами Тефрики (878 г.). Последователи павликиан в Армении (тондракийцы) и на Балканах (богомильство). Богомильство как еретическое движение. Влиянием павликианства на идеологию богомилов. Социальная программа и религиозно-фило­софское учение Богомильства. Структура богомильских общин. Распространение богомильства в Македонии, Болгарии ХІ—ХІІ вв. в Византии, Сербии и Боснии. Влияние богомильства на западноевропейские ереси (патарены, катары, альбигойцы). Борьба церкви и государства против богомильства. Критика богомильства (пресвитер Козьма, Евфимий Зигавен). Обращение богомилов в «правую веру» византийским императором Алексеем I Комнином. Участие богомилов в борьбе за независимость Болгарии от Византии. Превращение богомильства в узко социальную религиозную секту. Апокрифическая богомильская литература. Зарождение ереси, опиравшейся на рационалистическое мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Никифора Василаки, Сотириха и др.).

Тема 5. Средневековые ереси в Западной и Центральной Европе в средние века (6 ч.)

Христианская церковь на Западе в эпоху классического средневековья. Распространение ереси в Западной и Центральной Европе. Влияние экономических факторов, роста городов, развития товарного производства и товарно-денежных отношений на зарождение еретических движений. Территориальные границы распространения ереси в Западной и Центральной Европе. Вальденсы (лионские бедняки). Деятельность Пьера Вальдо. Распространение ереси вальденсов в Южной Франции, Испании, Северной Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Социальная база и идеология вальденсов. Осуждение ереси вальденсов католической церковью (1179—1215 гг.) и их преследование во Франции и Испании. Раскол движения в начале XIII в. Объединение крайнего крыла вальденсов с катарами. Реанимация движения в Италии (ломбардские бедняки, с центром в Милане). Возрождение хилиастических настроений (вера в тысячелетнее «царство божье» на земле). Идеи Иоахима Флорского. Движение апостоликов («апостольские братья»). Учение апостоликов. Протесты против обмирщения духовенства и Церкви и проповедь за возвращение к «апостольской простоте». Джерардо Сегорелли. Суд и казнь Сегорелли. Апокалипсические пророчества Дольчино. Деятельность секты после казни Дольчино в Ломбардии и Южной Франции (до 1368 г.). Гиллельма и ее почитание. Учение духовного сына Гиллельмы Андрея. Дуалистическая догматика катаров. Борьба церкви и светской власти против катаров. Учение катаров и еретическое движение альбигойцев. Социальная база альбигойцев. Альбигойские войны во Франции (1209—1229 гг. с перерывами) и их последствия. 12‑й Вселенский (4-й Латеранский) собор (1215 г.) и осуждение альбигойцев. Деятельность инквизиции на Юге Франции.

Крестьянско-плебейская (лолларды и Джон Болл в Англии ХІV в., табориты в гуситском движении в Чехии ХV в.) и бюргерская ереси (учения Арнольда Брешианского в Италии ХІІ в., Джона Уиклифа в Англии ХІV в., Я. Гуса и чашников в Чехии ХV в.). Жизнь и деятельность Дж. Уиклифа (ок. 1330—1384), основателя учения виклифистов. Труды теолога «О гражданском владении», «О Божьем владении», «Определение прав господства», «О церкви», «О евхаристии», «О богохульстве». Специальная булла папы Григория XI, осуждающая учение Дж. Уиклифа (1378 г.). Признание еретическими его 12 тезисов. Отлучение от церкви Дж. Уик­лифа и его последователей. Главный труд Уиклифа «Триалог». Перевод Библии на английский язык и смерть теолога. Повторное осуждение идей Дж.Уиклифа на Римском (1412 г.) и Констанцком соборе (1415 г.). Распространение его учения среди лоллардов и гуситов.

Конфликт между бюргерской и крестьянско-плебейской ересью (гуситское движение). Бюргерская ересь как предшественница бюргерской церковно-реформационной идеологии, крестьянско-плебейская ересь — предшественница идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретического движения в истории западного средневековья.

Тема 6. Средневековые ереси в Восточной Европе (4 ч.)

Сведения о ересях средневековой Руси. Ересь стригольников. Причины появления ереси стригольников. Путешествие тверского монаха Акиндина в Константинополь. Сборник «Книга, нарицаемая Власфимия, рекше хула на еретики, главы различные от евангелия и от канон святых отец, в них же обличения Богом ненавистных злочестивых, духопродажных ересей». Расправа новгородцев (1376 г.) над основателями секты стригольников (диакон Никита, диакон Карп). Грамота патриарха Константинопольского Нила (1383 г.). «Списание» св. Стефана Пермского. Грамоты константинопольского патриарха Антония к псковичам и новгородцам. «Собор» в Новгороде и его решения. Первые гонения на стригольников и их частичное переселение в Галицию. Переписка митрополита Фотия с псковичами. Раскол стригольников. Уничтожение стригольников. Зарождение секты жидовствующих в Новгороде (еврей Схария) во 2‑й половине XV в. Сущность учения жидовствующих. Сведения о существе ереси в летописях, посланиях архиепископа новгородского Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого. Распространение секты в Москву (протопопы Успенского собора Алексей и Архангельского соборов Денис). Создание кружка еретиков (дьяк Федор Курицын, архимандрит Симоновского монастыря Зосима, крестовые дьяки Истома и Сверчок). Борьба архиепископа Геннадия против ереси. Решения Соборов 1488 и 1491 гг. Борьба архимандрита Новгородского Юрьева монастыря Кассиана с Геннадием. Дальнейшее развитие ереси. Участие в борьбе с ересью Иосифа Волоцкого и противоречия с Нилом Сорским и его учениками. Влияние ереси жидовствующих на политическую борьбу в Москве. Собор 1504 г. и казни еретиков в Москве и Новгороде. Нестяжатели и иосифляне. Происхождение и смысл спора. Вассиан Патрикеев. Максим Грек. Проблема личности. Богообщения. Споры о землевладении. Ересь Феодосия Косого. Происхождение, сущность и западные влияния на ересь. Сочинения Зиновия Отенского о ереси. Традиции древнерусской полемической литературы. Дело старца Артемия, Висковатого и Матвея Башкина. Иконографические споры, их смысл и происхождение. Полемическая деятельность Артемия в Западной Руси, его нестяжательские воззрения.

Основная литература по курсу

  1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриарх и иконоборческий кризис в Византии (784—847). М., 1997.
  2. Афонасин Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.
  3. Барт К. Очерк догматики. СПб., 1998.
  4. Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961.
  5. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Пг., 1918.
  6. Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М., 1994.
  7. Ги Бедуелл. История церкви. М., 1996.
  8. Гидулянов П. Н. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908.
  9. Гидулянов П. Н. Митрополиты в первые три века христианства. М., 1986.
  10. Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси конца ХV в. СПб., 1999.
  11. Григулевич И. Р. Инквизиция. М., 1985.
  12. Дюшер А. Иннокентий III и Альбигойский крестовый поход. СПб., 2003.
  13. Евдокимов П. Православие. М., 2002.
  14. Зеленский Ф. Ф. Соперники христианства. СПб., 1995.
  15. Иванцов-Платонов А. И. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877.
  16. История ересей : сб. / сост. А. Лактионов. М., 2004.
  17. Каждан А. П. Происхождение христианства и его сущность. М., 1962.
  18. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — нач. XVI в. М.  ; Л., 1955.
  19. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Л., 1970.
  20. Карсавин Л. П. Святые Отцы и Учителя Церкви. М., 1994.
  21. Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
  22. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1.
  23. Клибанов А. И. Реформационние движения в России в ХIV — первой пол. ХVI в. М. 1960.
  24. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V веков: Обзор их догмат, деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. М., 1879.
  25. Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1960.
  26. Ли Г. Ч. История инквизиции в Средние века : в 3 т. СПб., 1994.
  27. Лінч Д. Г. Середньовічна церква. Коротка історія. Київ, 1994.
  28. Лортц Й. История церкви (рассмотренная в связи с историей идей) : в 2 т. М., 1999.
  29. Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб., 2000.
  30. Найджел П., Пруденс Дж. История языческой Европы. СПб., 2000.
  31. Норт Дж. История церкви от Пятидесятницы до нашего времени. М., 1993.
  32. Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей 1054 г.). Киев, 1991.
  33. Пупар П. Вера католической церкви. М., 1992.
  34. Ранович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959.
  35. Реверсов И. П. Апологеты. Защитники христианства. СПб., 2002.
  36. Рыбаков Б. А. Стригольники. М., 1993.
  37. Свенцицкая И. С. От общины к церкви. О формировании христианской церкви. М., 1986.
  38. Сед Ж. де. Тайна катаров. М., 1998.
  39. Смирнов Е. История Христианской церкви. Пг., 1915.
  40. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях / отв. ред. А. Л. Ястребицкая. М., 1995.
  41. Стам С. М. Средние века: город, ереси, Реформация, Возрождение. Саратов. 1998.
  42. Тальберг Н. История христианской церкви. М. ; Нью-Йорк. 1991.
  43. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. Германские земли. II/III — середина XI в. СПб., 2001.
  44. Успенский Ф. И. Очерки по истории Византийской образованности. М., 1892.
  45. Флоровский О. Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  46. Христианство : энцикл. словарь : в 3 т. М., 1993—1995.
  47. Элиаде М. История веры и религиозных идей : в 3 т. М., 2002.

© Самойленко А.Г., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/