Осипян А.Л. Славянская мифология: дохристианские верования восточных славян и их пережитки в средневековой Руси

Рабочая программа курса

Краматорский экономико-гуманитарный институт, Украина
Гуманитарный факультет
Специальность «История»
Курс ІІІ

Пояснительная записка

Данный спецкурс рассчитан на студентов специальности «история» и призван дополнить и углубить знания, полученные ими в ходе изучения таких предметов как «Религиоведение», «История Украины», «Этнология», «Этнография Украины» и «История славянских народов».

Цель курса состоит в ознакомлении студентов-историков с: 1) основами мифологии как особого способа познания окружающего мира и конструирования образа картины мира, 2) условиями распространения христианства в языческой среде Киевской Руси ХІ—ХІІІ вв. и 3) историко-культурным феноменом двоеверия. В отличие от упомянутых выше курсов, данный спецкурс предполагает более углубленное изучение тем, традиционно игнорируемых в больших курсах и не воспринимаемых как магистральные, которые, тем не менее, позволяют гораздо лучше понять культурное многообразие средневековой Руси, избежать упрощенных клише в понимании мировоззрения различных слоев ее общества. Спецкурс содержит 20 часов лекционных занятий и 10 часов практических занятий.

В задачи курса входит: 1) продемонстрировать элементы преемственности средневековой христианской культуры Руси с языческими верованиями славян, 2) на максимально широкой источниковой базе отработать со студентами пути реконструкции комплекса религиозного мировоззрения населения средневековой Руси, 3) выявить элементы народной религиозности в памятниках сакрального искусства и церковной литературе.

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 30 аудиторных часов, 20 из которых отводится лекционным занятиям, 10 — семинарским занятиям.

Из лекционных занятий студенты должны усвоить теоретический и базовый фактический материал, специальную терминологию. В ходе практических занятий студенты должны приобрести опыт работы с первоисточниками и исследовательской литературой, уметь анализировать, сравнивать и обобщать материал, делать выводы.

Промежуточный контроль включает две аттестации на 7 и 13 неделе. Форма итогового контроля — зачет.

Лекционная часть курса

Тема 1. Введение в мифологию. Древнейшие верования славян в контексте индо-европейской мифологии (4 ч.)

Основные этапы развития исследований мифологии в XIX—XX вв. Жорж Дюмезиль о богах индо-европейцев. Расселение славян и их контакты с иными этносами. Анимистические и тотемистические верования. Представления славян о мироустройстве. Збручский идол. Волхвы. Культовая практика. Жертвоприношения. Гадания.

Литература

  1. Дьяконов И. М. Введение // Мифологии древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова. М., 1977.
  2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
  4. Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  5. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

Тема 2. Восточнославянский языческий пантеон (4 ч.)

Данные письменных и археологических источников о славянском языческом пантеоне. Боги высшего пантеона. Боги низшего пантеона: духи природы, семьи, дома и хозяйства.

Литература

  1. Артеменко И. И., Моця А. П. Боги созданы людьми. К., 1989.
  2. Костомаров М. І. Слов’янська міфологія. К., 1994.
  3. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
  5. Рыбаков Б. А. Рождение богов и богинь // Мифы древних славян. Саратов, 1993.

Тема 3. Культ умерших и представления о загробной жизни у славян (4 ч.)

Основные типы погребальной практики: кремация и ингумация. Погребальные обряды антов и склавинов по данным археологических раскопок. Культ предков и представления о загробной жизни у славян по данным арабских источников и Повести временных лет.

Литература

  1. Балабина В. И. К прочтению змеиных изображений спиралевидного орнамента древних земледельцев Европы // Вестник древней истории. 1998. № 2. С. 135—152.
  2. Баран В. Д. Давні слов’яни. К., 1998.
  3. Вовк Ф. Студії з української етнографії та антропології. К., 1994.
  4. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956.
  5. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 386—428.
  6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Тема 4. Былинный эпос (4 ч.)

Основные этапы исследования древнерусского былинного эпоса. Классификация былин. Древнейшие былины о Вольге / Волхе Всеславиче. Былины «киевского цикла». Былины «новгородского цикла». Героические былины. Время и пространство в былинном эпосе. Обряды инициации / перехода в былинах. Представления о мироустройстве на материале былинного эпоса. Представления о загробном мире и пути к нему в былинах.

Литература

  1. Мирзоев В. Г. Былины и летописи — памятники русской исторической мысли. М., 1978.
  2. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  3. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955.
  4. Русский фольклор. М., 1986.
  5. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Старинная история. М., 1991.
  6. Юдин Ю. И. Героические былины. М., 1988.

Тема 5. Отражение языческих верований и обрядов в народных сказках восточных славян (4 ч.)

Обряды инициации/перехода в сказке. Царь-жрец в сказке. Представления о мироустройстве на материале народной сказки. Представления о загробном мире и пути к нему в сказке.

Литература

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977.
  2. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 1958.
  3. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
  5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  6. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1989.

Семинарские занятия

Семинар 1. Сравнительный анализ описания языческих верований славян в византийских и древнерусских источниках (2ч.)

Работа с источниками:

  1. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси : XI — начало XII века. М., 1978. С. 28—31.
  2. Псевдо-Маврикий. Стратегикон // Хрестоматия по истории средних веков. М., 1961. Ч. 1. С. 95—96.
  3. Прокопий Кесарийский. Война с готами // Там же. С. 94—95.

Внимательно прочитайте фрагменты источников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как киевский летописец описывает социальный строй у славянских племен?
  2. Как киевский летописец описывает свадебные обряды и отношения в семье у славянских племен?
  3. Как киевский летописец описывает погребальные обряды у славянских племен?
  4. Каким принципом руководствовался летописец при географическом описании расселения славян?
  5. Есть ли в тексте «Повести временных лет» отсылки к информации, позаимствованной из Библии?
  6. Какими источниками пользовался киевский летописец при составлении описания славян?
  7. Как византийские авторы описывают социальный строй у славянских племен?
  8. Что византийские авторы сообщают о религии славян?
  9. Из каких источников черпали информацию о славянах византийские авторы?
  10. На чем акцентируют свое внимание византийские авторы и киевский летописец? В чем отличие между их описаниями? Как вы можете это объяснить?

Семинар 2. Борьба с пережитками язычества на материале моральных наставлений мирянам и монашеству в древне­русской дидактической и агиографической литературе (2 ч.)

Работа с источниками:

  1. Епископ Новгородский Лука. Поучение к братии // Златоструй. Древняя Русь Х—ХІІІ вв. М., 1990.
  2. Епископ Новгородский Моисей. Поучение о чрезмерном пьянстве // Там же.
  3. Епископ Новгородский Моисей. Поучение о присягах и клятвах // Там же.
  4. Епископ Белгородский Григорий. Поучение // Там же.
  5. О многотерпеливом Иоанне Затворнике // Киево-Печерский патерик (любое издание).

Внимательно прочитайте фрагменты источников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как должен вести себя мирянин, чтобы достичь спасения, согласно наставлению епископа Луки?
  2. Как должны строиться отношения между христианами?
  3. Что Лука считает недопустимым/запретным для христианина?
  4. Каких пороков должны избегать знатные и богатые прихожане?
  5. Как Лука описывает отношение мирян к княжеской власти?
  6. Что епископ Моисей считает грехом?
  7. Как Господь наказывает людей за прегрешения?
  8. Какие аргументы использует Моисей для наставления прихожан?
  9. Какие пережитки язычества упоминает Моисей?
  10. Почему пьянство несовместимо с христианством с точки зрения епископа Григория? К каким порокам ведет пьянство?
  11. Запрещает ли Григорий употребление спиртных напитков?
  12. Как автор жития Иоанна Затворника характеризует человека?
  13. Как автор оценивает самого себя? Почему именно так?
  14. Опишите отношение монаха к земной жизни?
  15. К какому идеалу должен стремиться монах? Почему?
  16. Какую роль в достижении монашеского идеала играют строгий пост и затворничество? Почему?
  17. Назовите основные отличия пути спасения для простых мирян и для монахов?

Семинар 3. Волхвы, Церковь и государство в Киевской Руси (2 ч.)

Работа с источниками:

  1. Повесть временных лет (летописные статьи 1024 и 1071 года) // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. ХІ — начало ХІІ века. М., 1978.

Внимательно прочитайте фрагменты источников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как летописец характеризует природу волхования?
  2. Как летописец характеризует людей, доверившихся волхвам?
  3. В чем люди видели причины неурожая?
  4. Каким образом волхвы манипулировали сознанием людей?
  5. Как представители княжеской власти относились к волхвам? Почему?
  6. Каких людей, прежде всего, прельщают бесы, с точки зрения летописца?
  7. Каким образом разделилось население Новгорода между епископом и волхвом?
  8. К чему привело появление волхва в Новгороде?

Семинар 4. Средневековое сознание: двоеверие и пережитки язычества на Руси ХІІІ вв. (2 ч.)

Работа с источниками:

  1. Епископ Владимирский Серапион. Поучения (ХІІІ век) // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 440—455.

Внимательно прочитайте фрагменты источников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем являются, с точки зрения Серапиона, затмения солнца и луны, землетрясения, голод, болезни и войны? Чем они вызваны? (Поучение І)
  2. Какие пороки прихожан перечисляет Серапион? (Поучение І)
  3. В чем причина бедствий? (Поучение ІІ—ІІІ)
  4. Как от них избавиться? (Поучение ІІ)
  5. Что Серапион обещает праведникам, несправедливо страдающим на земле? (Поучение ІІ)
  6. В чем население видело причину голода? (Поучение ІV)
  7. Каким образом надеялось его избежать? (Поучение ІV)
  8. Каким образом население выявляло колдунов и колдуний? (Поучение ІV)
  9. Как Серапион относится к сожжению людей, обвиненных в колдовстве? Почему? (Поучение ІV)
  10. По мнению Серапиона, имеют ли чародеи силу? (Поучение ІV)
  11. Какие еще суеверия упоминает Серапион? (Поучение V)
  12. Как Серапион характеризует язычников (татар) в сравнении со своими прихожанами? (Поучение V)

Семинар 5. Мифологический мир «Слова о полку Игоревом» (2 ч.)

1. Языческие боги в «Слове». 2. Элементы анимизма в «Слове». 3. Элементы тотемизма в «Слове».

Литература

  1. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игоревом» и культура его времени. Л., 1985.
  2. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  3. Рыбаков Б. А. Рождение богов и богинь // Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  4. Соколова Е. П. Культ животных в религиях. М., 1972.
  5. Сумаруков Г. В. Кто есть кто в «Слове о полку Игоревом». М., 1983.
  6. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

Основная литература по курсу

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977.
  2. Артеменко И. И., Моця А. П. Боги созданы людьми. Київ, 1989.
  3. Балабина В. И. К прочтению змеиных изображений спиралевидного орнамента древних земледельцев Европы // Вестник древней истории. 1998. № 2. С. 135—152.
  4. Баран В. Д. Давні слов’яни. Київ, 1998.
  5. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Київ, 1982.
  6. Булашев Г. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах. Київ, 1993.
  7. Вовк Ф. Студії з української етнографії та антропології. Київ, 1994.
  8. Воропай О. Звичаї нашого народу. Київ, 1994.
  9. Дьяконов И. М. Введение // Мифологии древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова. М., 1977.
  10. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988.
  11. Епископ Белгородский Григорий. Поучение // Златоструй. Древняя Русь Х—ХІІІ вв. М., 1990. С. 215—217.
  12. Епископ Владимирский Серапион. Поучения // Памятники литературы Древней Руси : XIII век. М., 1981. С. 440—455.
  13. Епископ Новгородский Моисей. Поучение о чрезмерном пьянстве // Златоструй. Древняя Русь Х—ХІІІ вв. М., 1990.
  14. Епископ Новгородский Моисей. Поучение о присягах и клятвах // Там же. С. 214—215.
  15. Зубарь В. М., Павленко Ю. В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. Київ, 1988.
  16. Історія релігії в Україні / під ред. А. М. Колодного. Київ, 1999.
  17. Кабанець Є. Заснування Києво-Печерського монастиря в світлі літописних та агіографічних джерел // Київська старовина. 2001. № 1. С. 34—42.
  18. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
  19. Києво-Печерський патерик. Київ, 1991.
  20. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956.
  21. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.
  22. Костомаров М. І. Слов’янська міфологія. Київ, 1994.
  23. Котляр М. Ф. Шляхи християнства на Русь (легендарні й реальні) // Український історичний журнал. 2008. № 5. С. 4—15.
  24. Кравцов Н. И. Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М. : Высш. шк., 1983.
  25. Кузьмин А. Падение Перуна. М., 1988.
  26. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  27. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игоревом» и культура его времени. Л., 1985.
  28. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 1958.
  29. Мирзоев В. Г. Былины и летописи — памятники русской исторической мысли. М., 1978.
  30. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1991.
  31. Моця О., Ричка В. Київська Русь від язичництва до християнства. Київ, 1996.
  32. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв.// Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 386—428.
  33. О многотерпеливом Иоанне Затворнике (Киево-Печерский патерик) // Златоструй. Древняя Русь Х—ХІІІ вв. М., 1990.
  34. Памятники литературы Древней Руси : ХІІІ век. М., 1981.
  35. Памятники права Киевского государства. Київ, 1952.
  36. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси : XI — начало XII века. М., 1978.
  37. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
  38. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955.
  39. Русский фольклор. М., 1986.
  40. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
  41. Рыбаков Б. А. Рождение богов и богинь // Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  42. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987.
  43. Соколова Е. П. Культ животных в религиях. М., 1972.
  44. Стрийковський М. Хроніка польська, литовська, жмудська і всієї Русі // Дзвін. 1990. № 1. С. 105—113 ; № 2. С. 123—133 ; № 3. С. 105—112 ; № 4. С. 107—120.
  45. Сумаруков Г. В. Кто есть кто в «Слове о полку Игоревом». М., 1983.
  46. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  47. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  48. Толочко П. П. Київська Русь. Київ, 1996.
  49. Фарбей О. М. Джерела з історії християнства в Криму в IV—IX ст. // Український історичний журнал. 2000. № 4. С. 48—57.
  50. Фігурний Ю. Образ козака-характерника як відгомін індоєвропейського культу воїна-звіра // Пам’ять століть. 1999. № 4. С. 57—61.
  51. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Старинная история. М., 1991.
  52. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.
  53. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1989.
  54. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.
  55. Юдин Ю. И. Героические былины. М., 1988.
  56. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1989.

Интернет-ресурсы

  1. www.history.org.ua — Институт истории Украины
  2. www.litopys.org.ua — История Украины IX—XVIII вв.
  3. www.myslenedrevo.com.ua — Мислене Древо
  4. www.starbel.narod.ru — История Белоруссии IX—XVIII вв.

© Осипян А.Л., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/