Михайлов А.Ю. Модерное православие: «историзация» и «национализация» государственной религии в поздней Российской Империи (1860-е — 1917 г.)

Рабочая программа курса

Казанский (Приволжский) федеральный университет
Исторический факультет
История (специализация история России)
III—IV курсы

Пояснительная записка

Данный курс выстроен как междисциплинарное исследование. Он предусматривает отход от традиционного институционального подхода к истории Православия и сконцентрирован на интеллектуальных (идеологических) и культурных аспектах его истории. В фокусе внимания курса — обретение Православие в России — черт и характеристик модерности, которые могут быть описаны через категории «национализации», «историзация», секуляризации и политизации. Для удобства анализа материала по курсу, в качестве гипотезы вводиться аналитическая категория «модерное православие», выстраивается ее ретроспекция, генеалогия. Учитывая, что хронологически трансформации Православия совпадают с культурно-исторической эпохой «историзма», главным приемом анализа будет изучение процесса «историзации»/«национализации» Православия, которые могут быть помаслены в разных ипостасях.

Под «историзаций»/«национализацией» понимается долгосрочный культурный феномен интериоризации (усвоения) религии в российском обществе эпохи становления «модерности», когда верховная власть осмысляла реальность с позиции сохранения (охранения) локальной оригинальности, национального типа культуры.

Ввиду преодоления универсалистских тенденций русским православием (в эпоху неоклассицизма), его судьба в «национальном» российском государстве — это «национализация». Копируя идеал «византийского христианства», которое было «церковью в империи» (Н. Лисовой), «Российская восточная греко-кафолическая церковь» становилась «церковью в государстве». В средневековый период в большинстве православных стран церковные иерархи, будучи частью политической элиты, были основными производителями национально-династической идеологии. История православия в Московии и ранней Российской империи развивалась именно по такому сценарию.

Ситуация в корне изменилась в контексте модернизации и в результате секуляризации российского общества. Они повлекли за собой изменение политической культуры, восприятия власти и религии. В ситуации перехода от религиозно-монархической легитимации власти к принципам «гражданского национализма», а затем и «политического», участие церкви в порождении и поддержании национальной идентификации должна была измениться. В свою очередь, государство переосмысляло социальный статус и идеологические ресурсы религии в модерных, нововременных категориях. Православной церкви предстояло вписать себя в новые социально-политические реалии.

Каковы же были варианты модерной «историзации»/«на­цио­нализации» церкви? Проведенное исследование убедило в существовании, по крайней мере, трех сценариев решения данной проблемы.

1. Сделать церковь органичной составляющей буржуазной (конституционной) монархии, которую пытался создать в России император Александр II. Здесь модерная «национализация» выглядит как вариант секуляризации. У правительства был масштабный план преобразования в церковной сфере, который реализовался в неудачной реформе церковного суда (1870-е гг.), в «классической» реформе образования (1867—1869 гг.), мерах по разрушению духовного сословия. Проводником этих новаций было «двойное министерство» Д. А. Толстого (1866—1871)

2. По иному сценарию стала развиваться «национализация» церкви при императоре Александре III. Достигнутый ранее уровень секуляризации был заморожен. «Национализация» стала проводиться собственно как национализация, то есть разработка социальной утопии «средневековой Московии» (Р. Уортман). В обществе стал насаждаться тип религиозности, который, как представлялось, был свойственен русскому обществу XVI—XVII вв. (с его брутальностью, замкнутостью, концентрацией на обрядовой стороне). Выразилось это в массовых церковно-государственных торжествах, которые являлись, по мысли К. П. Победоносцева, реализацией национальной идеи. Речь идет об использовании православия как аналога «гражданской религии» (культ гения императора в Риме, «гражданская религия» в США) в качестве средства проверки лояльности политическому режиму. Инициатива в церковной жизни была узурпирована светскими чиновниками. Неслучайно данная эпоха получила в историографии название «светского клерикализма» (А. Ю. Полунов)

3. Первая русская революция и становление Думской системы связаны с рождением в России сферы массовой политики. Следовательно, теперь «национализация» церкви выступает в качестве способа приспособить ее к сложившейся системе Думской монархии, то есть как ее политизация. Это выразилось в попытках создания политических партий на основе церковной идеологии (проект В. К. Саблера), в религиозном осмыслении рабочего и крестьянского вопроса, в разработке идей «христианского социализма» (С. Булгаков, архимандрит Михаил (Семенов).

Цель курса — научить студентов понимать механизмы трансформации (качественные изменения) Православия как государственной идеологии и общественного мировоззрения, обретение им черт модерности, свойственных поздней Российской империи.

Заявленная цель достигается решением ряда задач: во-первых, дать представление студентам об основных теориях и версиях развития религии, православия в условиях становления «модерного» государства и общества; во-вторых, научить основным методам и приемам анализа и деконструкции текста путем овладения соответствующим методологическим инструментарием; в-третьих, актуализировать творческий (исследовательский) потенциал студентов посредством осмыслением дискуссионных феноменов, создания доклада и эссе.

Данный спецкурс создан в формате синтеза «культурной» и «интеллектуальной» истории. Он представляет собой авторское изложение «культурной истории» религиозно-национального, то есть освещение проблем религиозно-национального характера через культуру. В фокусе внимания автора интеллектуальный срез культурной истории религиозно-национального, выраженной в текстах известных государственно-общественных, церковных деятелей эпохи.

Методология текстуально ориентированной «интеллектуальной» истории базируется на теориях Ф. Р. Анкерсмита и Х. Уайта, теории дискурса М. Фуко и др. Акцент сделан на процессе формулирования и эволюции понятий, определивших вектор и пределы трансформации церкви. Этот подход основан на достижениях немецкой школы исторических понятий (Begriffsgeschichte) Р. Козеллека.

В целом, спецкурс использует как методологию, так и понятийный аппарат различных гуманитарных наук — политологии (теория «модерного государства»), социологии («гражданская религия»), филологии («тропы», «метафоры»), воспринятый как по отдельности, так и через синтетические сферы гуманитарного знания (текстология, культурная антропология).

В результате освоения материала спецкурса студенты должны уметь самостоятельно анализировать предложенные тексты, осуществлять деконструкцию механизмов и способов «национализации» идеологии православной церкви, научиться понимать «нарративные стратегии» авторов, механизмы «принуждения» в текстах, дискурсивные практики.

Планирование курса

Предлагаемый курс объемом 36 академических часов предназначен для студентов историков 3—4 курсов, специализирующихся по отечественной истории. Студенты должны владеть базовыми знаниями по истории России имперского периода и навыками источниковедческого анализа.

Освоение материала курса предполагает посещение лекций, активную работу на семинарах, написание двух эссе и исследовательского доклада по избранной теме.

Промежуточный контроль осуществляется проверкой эссе и дискуссиями по проблемным вопросам, итоговый — защитой и обсуждением доклада, устным или письменным зачетом по вопросам для дискуссии и самоконтроля.

В связи с междисциплинарной, новаторской ориентированностью спецкурса, часть материала которого является гипотетической, контроль не предусматривает наличие «закрытых» тестов (с вариантами ответов), вместо этого возможно проведение контрольной работы по указанным «открытым» вопросам, требующим развернутого ответа.

Зачет помимо воспроизведения определенной нормы знания, заложенной в спецкурсе, предполагает дискуссию по проблемным вопросам курса, выдвижение и обсуждение гипотез, сценариев развития событий в позднеимперской России.

Лекционная часть курса

Тема 1. «Модерное православие»: обоснование понятия и интеллектуальная ретроспекция (2 ч.)

Интеллектуальные трансформации Православия в XVIII — пер. пол. XIX вв. Этапы синтезов и влияний. Преодоление традиционного Православия Московии XVI—XVII вв. «Барочное», «классицистское», «просвещенное» Православие. Феномен «Православного просвещения» (О. Цапина). «Неоклассицизм» Православия как категория смещенной классики и реактулизации канона. Проблема адекватности языка описания. Теория «модерного» государства и общества. Складывание «модерной» эпистемы Православия.

Тема 2. Методология и понятийный аппарат спецкурса (2 ч.)

Применимость исследовательской рамки «эпистемы» и «дискурса» (М. Фуко) для изучения интеллектуальных трансформаций Православия в XVIII—XIX вв. Теория «историографического стиля» и «нарративных стратегий» Х. Уайта. «Историческая тропология», «метафора» Ф. Р. Анкерсмита. Конкуренция языков описания.

«Истории понятий» Р. Козеллека. Понятия «собор», «синод», «реформация», «лаицизм», «секуляризация» и тропы «византизм», «симфония»: эволюция содержания. «Просвещенное православие» или «Православного просвещение»? Изобретение «клерикализма» в Европе втор. пол. XIX в: рецепция российской гуманитарной мыслью. Применимость понятий «культуркампф» и «гражданская религия» к церковно-государственным отношениям пореформенной России.

Тема 3. Эпоха Александра II: «национализация» / «историзация» как секуляризация (4 ч.)

1. Идеология секуляризации, лаицизма. Периодизация секуляризации имперского периода. Соотношение Православия с культурно-исторической эпохой «историзма», парадигмой реализма и позитивизма. Православие со статусом «признанной» (established — установленной) религии в империи с конституционной монархией. «Политический» национализм и Православие. Определение «конституционного пространства» для церкви. Проекты реформы П. А. Валуева. Лаицистский этос реформирования. Версия С. Г. Римского. Разрушение духовного сословия, наследования приходов, сокращение приходов. Вопрос об отделении церкви от государства: Россия прогрессивнее Европы? Теории государственно-церковных отношений: «паритетное», «внекофессиональное» и «культурное» государство. Церковь как часть механизма не «нововременного» (Петр Великий), а «модерного» государства. Сокращение юрисдикции церкви в обществе. Изобретение «клерикализма» как политического проекта

2. Практики секуляризации церкви. Возможность «культуркампфа» в России? Унификация системы образования. Светская реформа духовного образования. Возрождение двойного министерства Д. А. Толстого. Реформа церковного суда 1870-х гг. Принцип разделения властей для церковного права и эклезиологии. Формирование «модерной» элиты церкви. Оформление церковной науки.

3. Пределы секуляризации церкви: генезис «социальной» доктрины православной церкви. Осмысление церковью «модерной» социальной реальности (архим. Федор Бухарев, еп. Иоанн Соколов). Роль церкви в легитимации реформ (митр. Филарет Дроздов). Православная элита: отношение к реформам. «Область рассеивания» взглядов. Православное отношение к прогрессу: частные мнения и была ли официальная версия? Роль образовательных центров (академий и университетов), интеллектуальной элиты в осмыслении новой действительности. Становление церковной журналистики. Лидерство Казанской духовной академии и Православного собеседника?

Тема 4. Эпоха Александра III: национализация как национализация (4 ч.)

1. Воскрешение Московии XVII в.: создание мифа и его интерпретация. Московское царство XVII в. как «аутентичность» выражения русской национально-религиозной идентичности. Делигитимация имперского периода (Р. Уортман). Изобретение «вневременных» традиций. Культурный, социальный и политический статус православия в Московии XVII в. Утопия «народоправства», земского собора (Н. П. Игнатьев), выборности и демократизма в церкви (Н. П. Аксаков). Взгляды неославянофилов (А. Д. Самарин, Н. А. Хомяков, А. А. Киреев). «Канонизация» первых славянофилов. «Время славянофильствует» (В. Эрн).

2. «Гражданская религия» К. П. Победоносцева. Сценарии внутрицерковного развития: снизу или сверху. Национализирующая функция православия для инородцев. Обновление церковно-государственной идеологии. Программа — церковь единый «слуга общества» (как в Средневековье). Пределы этого обновления. Религиозный миф XVII в. и «модерное православие»: точки соприкосновения и отторжения. Массовые государственно-церковные торжества как возобновление политической практики Московии. Альтернативы религиозно-политическим практикам Московии. Теократический идеал В. С. Соловьева.

3. Конструирование «официальной» религиозности. Религиозный тип и архетип Московии (Г. П. Федотов). Средства конструирования: церковно-приходские школы, массовые торжества, канонизация типа церковно-государственных отношений. Митр. Филарет (Дроздов) как идеал для взаимоотношения архиереев с верховной властью. «Историзация» национального стиля. Псевдорусский стиль как визуализация идеологии государственной религии.

Тема 5. Эпоха Николая II: национализация как политизация (6 ч.)

1. Теории реформирования государственной церкви в начале XX в. Православие в эпоху слома культурных парадигм: соотношение с «модерном» и сферой «массовой политики». Интеллектуальная диффузия политики, религии, социальных теорий и утопий. «Политизация» и «отделение» как основные принципы обновления православия в эпоху «политизации» религии. Сценарии обновления как богоискательства (Д. Мережковский, З. Гип­пиус), как слом синодального строя, как «свобода совести». «Область рассеивания» понятий «свобода совести» и «веротерпимость». Популяризация реформаторства: «Союз 32-х священников», архимандрит Антонин (Грановский), публичные лекции профессоров духовных академий (архимандрит Михаил (Семенов), А. В. Карташев).

2. Легитимация реформаторства: Предсоборное присутствие и Государственная Дума. Проекты митрополита Антония (Водковского) и С. Ю. Витте. Троп «симфонии», «византизм», «русское народоправство» как конструкты пересмотра идеологии православия в дебатах Предсоборного присутствия. Позиция неославянофилов по вопросу о патриаршестве. Церковь в политике: позиции и труды основных представителей православия в Госдуме. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Протоиерей А. В. Смир­нов. Церковный октябризм.

3. Политизация как «модернизация» и «плюрализация» церкви. Сценарии «политизации» церкви. Создание политических партий: предложения славянофилов, правая партия В. К. Саблера, Союз христианской политики С. Н. Булгакова, народные «христианские социалисты» архимандрита Михаила (Семенова). Христианский социализм/коммунизм. Связь с западными аналогами (Альбер де Мен). Сценарий Иоанна Кроштадского: интенсификация церковной жизни. Обратная сторона политизации: связь с сектами, заимствование учений «голгофских христиан». Движение «свободных», «социальных», «голгофских» христиан: дифференциация религиозного пространства России. Христианский социализм и неопуританизм: общее и особенное.

Интерактивная часть курса (семинары)

Тема 1. Модернизация церкви в эпоху «великих реформ» в текстах иерархов (4 ч.)

Установка митрополита Филарета (Дроздова) по взаимоотношениям церкви и государства. Преодоление этой рамки. Версии православной элиты: архиепископ Агафангел (Соловьев), епископ Никодим (Казанцев) и А. Н. Муравьев. Отношения к проектам обер-прокуроров. Создание «двойного министерства».

Литература к семинару

  1. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство М., 1992.
  2. Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М., 1992.
  3. Муравьев А. Н. О состоянии православной церкви в России. М., 1856.
  4. Агафангел (Соловьев), архиепископ. Пленение русской церкви. СПб., 1876.
  5. Никодим (Казанцев), епископ. О Святейшем Синоде. М., 1873.
  6. Об отношении церкви к государству в России // Русский мир. 1875. № 17.

Тема 2. «Историзация» Православия в России в текстах основных идеологов (4 ч.)

Культурно-религиозная делигитимация имперского периода. Троп «симфонии». Интерпретация этого в тестах 1880—1890‑х гг.: демаркация нормы и девиации. Версии «идеального» XVII в. и их критика: официальная (К. П. Победоносцев), славянофилов (И. С. Ак­саков), в рамках философии всеединства (В. С. Соловьев).

Литература к семинару

  1. Аксаков И. С. О казенщине в церковном строе // Собр. соч. : в 2 т. М., 1886.
  2. Аксаков И. С. Общественные вопросы по церковным делам // Собр. соч. : в 4 ч. М., 1886.
  3. Соловьев В. С. Россия и вселенская церковь. Минск, 1997.
  4. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
  5. Победоносцев К. П. Церковь и общество // Гражданин. 1873. № 17/18—19.

Тема 3. Дискуссии о реформе российской церкви в начале XX в. (4 ч.)

«Полифония» вариантов в текстах «иосифлян XX в.» (митрополит Антоний (Водковский), «церковных октябристов» (А. В. Смирнов, газета Црковно-общественная жизнь), «христианских социалистов» (архимандрит Михаил (Семенов), С. В. Булгаков), «голгофских христиан» (И. Брихничев).

Литература к семинару

  1. Антоний (Храповицкий), митрополит. Чей должен быть Константинополь? // Собр. соч. М., 2007. С. 781—797.
  2. Антоний (Храповицкий), митрополит. Вселенская церковь и народности // Собр. соч. М., 2007. С. 797—808.
  3. Алфавитный указатель к журналам и протоколам заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1909.
  4. Булгаков С. Н. Некоторые предположения об устройстве съезда союза христианской политики и организации союза // Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 51—60.
  5. Булгаков С. Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики) // Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 25—51.
  6. Булгаков С. Н. Религия и политика // Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 60—68.
  7. Булгаков С. Н. Христианство и социализм // Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 205—234.
  8. Булгаков С. Н. Церковь и культура // Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 67—79.
  9. Булгаков С. Н. Церковь и социальный вопрос //Христианский социализм / сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. С. 79—105.
  10. Журналы и Протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Спб., 1906—1907. Т. 1—4.
  11. Михаил (Семенов), архимандрит. Почему я стал народным социалистом. СПб., 1906.
  12. Михаил (Семенов), архимандрит. Христианство и социализм. СПб., 1906.
  13. Церковно-общественная жизнь. Казань, 1906—1917.

Темы эссе

  1. Православное просвещение: возможно ли такое? / Была ли деятельность Д. А. Толстого российским «культуркампфом»?
  2. Являлось ли православие К. П. Победоносцева «гражданской религией»?
  3. Терминология институционального подхода к Православию: предельность языка? (ответ на вопрос: Каким из академических языков лучше описывать историю православия синодального периода?)
  4. Церковное реформаторство начала XX в.: возможные сценарии развития событий?

Темы докладов, курсовых работ

  1. Национальный стиль культовой архитектуры Российской империи: проблемы трансформации.
  2. «Архив» митрополита Филарета (Дроздова) в церковно-госу­дарственных отношениях
  3. «Гражданская религия» империи К. П. Победоносцева.
  4. «Культуркампф» П. А. Валуева — Д. А. Толстого.
  5. Проект «партии духовенства» В. К. Саблера.
  6. Христианский социализм в России начала XX в.: «область рассеивания» / история понятия.
  7. Синод / Собор: история понятия в XVIII—XIX в.
  8. Идея «белой церкви» в синодальный период.
  9. Православный собеседник: лидер осмысления реформирующейся России 1860-х гг.
  10. Публицистическая деятельность архиепископа Иоанна (Соколова).
  11. «Секуляризация изнутри»: проблема мирянского элемента в XIX в.
  12. «Свобода совести» / «веротерпимость»: «область рассеивания» / история понятия.
  13. «Воскрешение Московии»: религиозные аспекты концепции Р. Уортмана.
  14. Маргинальность православного реформаторства начала XX в.
  15. Юридизация православия в XIX в.: механизмы рецепции, темпы, интенсивность.
  16. Секуляризация в пореформенной России: пределы и интенсивность.
  17. Экспертные элиты русского православия пореформенной России: проблемы формирования.
  18. Газета Церковно-общественная жизнь как исторический источник по церковному реформаторству.
  19. Норма и девиация «модерного православия»: проблема разграничения, критерии, эксперты.
  20. Аналитический язык описания православия синодального периода.
  21. Теории церковно-госудасртвенных отношений в XIX в.: рецепция, рассеивание, изобретение.
  22. Вневременные традиции государственно-церковной идеологии Александра III: проблема формулирования.
  23. Политизация православия в начале XX в.: масштабы, предельность.

Проблемные вопросы, вопросы для самоподготовки, тесты и пр.

Вопросы для дискуссии

  1. Механизмы «историзации» / «национализации» Православия как идеологии / мировоззрения в эпоху «великих реформ».
  2. Русский стиль как отражение «национализации» Православия в XIX в.
  3. Apriori церковно-государственных отношений синодального периода. Проблема их переосмысления в реформенный период.
  4. Политическая партийность в Православии: постановка проблема.
  5. Православная идеология и «политический» / «гражданский» национализм.
  6. Механизмы секуляризации Православия в поздней Российской империи.
  7. Изобретение вневременных традиций в Российском православии.
  8. Механизмы и варианты «политизации» Российского православия в начале XX в.
  9. Сценарии обновления империи посредством церковно-государственной идеологии.
  10. «Барочное» православие: содержание понятия, возможность применения?
  11. «Православное просвещение»: содержание понятия, возможность применения?
  12. «Модерная» эпистема Православия: применимость фукианской методологии к церковному материалу?
  13. Лаицистский этос реформирования Российского православия при Александре II.
  14. Синкретический этос «историзации» Российского православия при Александре III.
  15. Этос обновления Российского православия в начале XX в.

Вопросы для самоподготовки

  1. «Модерное православие»: содержание понятия.
  2. Понятийный аппарат спецкурса.
  3. «Истории понятий» синодального периода.
  4. Методология исследования.
  5. «Церковь в империи»: подходы, сценарии.
  6. Секуляризации церкви в эпоху «великих реформ».
  7. Деятельность «двойного министерства» Д. А. Толстого.
  8. Проекты реформы П. А. Валуева.
  9. Записка архиепископа Агафангела (Соловьева) «Пленение русской церкви»: анализ.
  10. «Историзация» и «национализация» Православия при Александре III.
  11. Культурно-политический проект Воскрешение Московии XVII в.
  12. Религиозная политика К. П. Победоносцева.
  13. Церковно-общественное реформаторство начала XX в.
  14. Идеология христианского социализма. С. М. Булгаков. Архимандрит Михаил (Семенов).
  15. И. С. Аксаков и В. С. Соловьев: критики «гражданской религии» Александра III.
  16. Проекты митрополита Антония (Водковского) и С. Ю. Витте.
  17. Предсоборное присутствие: причины создания, сущность, результаты работы.
  18. «Политизация» Православия В. К. Саблер. С. Н. Булгаков.
  19. Православия и «массовая политика»: диффузия феноменов.
  20. Православие и парламентаризм: партийность в церковной среде.
  21. Неославянофилы: персоналии, программа, взгляды.

Основная литература по курсу

  1. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856—1904 гг. СПб., 2003.
  2. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.
  3. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви : 2-е изд. перераб. и доп. в 2 вып. Казань, 1903. Вып. 1 ; Казань, 1913. Вып. 2.
  4. Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Отношение обер-прокуроров к святейшему Синоду. Казань, 1900.
  5. Гросул В. Я., Итенберг Г. С., Твардовская В. А., Шацилло К. Ф., Эймонтова Р. Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
  6. Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. М., 2001.
  7. Дорская А. А. Вопрос о свободе совести в российском законодательстве : автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 1997.
  8. Журавлева О. М. Епархиальная практика и церковно-государ­ст­вен­ная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821—1867 : дис. … канд. ист. наук. Европ. Ун-т. ; СПб., 2003.
  9. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение начала XX в. М., 2002.
  10. Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православной церкви к современной жизни. Казань, 1902.
  11. Знаменский П. В. История русской церкви : учеб. руководство. М., 1996.
  12. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в. М., 2002.
  13. Каннингем Д. В. С надеждой на собор. Русское религиозное пробуждение начала века. Лондон, 1990.
  14. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. М., 1992. Т. 2
  15. Киценко Н. Святой нашего времени: о. Иоанн Кронштадский и русский народ. М., 2006.
  16. Красножен М. Е. Церковное право. Юрьев, 1906.
  17. Кондаков Ю. Е. «Русская симфония» — четыре века испытания на прочность : (государственная власть и церковные реформы в России XVI—XIX вв.). СПб., 2006.
  18. Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX — начале XX в. М., 2002.
  19. Лисовой Н. Н. Империя и Церковь (диптих) // Религии мира. История и современность. 2004. М., 2004.
  20. Мараморнов А. И. Духовная семинария России начала XX в.: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2006.
  21. Мараморнов А. И. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX — начала XX в. : дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
  22. Мараморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископ Гермогена (Долганов, 1858—1918) России конца XIX — начала XX в. Саратов, 2006.
  23. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. II : Вера. Творчество. Образование. Ч. I : Церковь. Религия. Литература.
  24. Михайлов А. Ю. «Социальная доктрина» православной церкви в трудах И. С. Бердникова : дис. … канд. ист. наук. Казань, 2006.
  25. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.
  26. Никулин М. В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). М., 2006.
  27. Ореханов Ю. Л. Исторический контекст подготовки поместного собора РПЦ и генезис церковно-реформаторского движения (1905—1906 гг.) : автореф. … дис. канд. ист. наук. М., 2005.
  28. Ореханов Ю. Л. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
  29. Павлов А. С. Курс церковного права. СПб. : «Лань», 2002.
  30. Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. М., 1996. URL: www.conservatizm.narod.ru
  31. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
  32. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX—XX веков: современное прочтение : учеб.-метод. пособие / автор-сост. Г. Я. Миненков. Минск, 2003.
  33. Римский С. В. Русская церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы 1860—1870-х годов). М., 1999.
  34. Римский С. В. Церковная реформа 60—70-х годов XIX века / С. В. Римский // ОИ. 1995. № 2.
  35. Рожков В., протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004.
  36. Смолич И. К. История русской церкви 1700—1917 гг. : в 2 ч. М., 1996. Ч. 1—2.
  37. Софонов А. А. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX в. Тамбов, 2007.
  38. Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 2004.
  39. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX в. История императорских православных духовных академий. М., 2005.
  40. Уортман Р. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. М., 2002. Т. 2.
  41. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700—1917 гг. М., 2003
  42. Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен (середина 1890-х — 1918 гг.) М., 2002.
  43. Флоровский Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991.
  44. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. Клин, 2002.
  45. Шевцова В. Ф. Православие в России накануне 1917 г. М., 2010.
  46. Янов А. Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма 1825—1921. Новосибирск, 1999.
  47. Manchester L. Holy fathers, secular sons Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia, and the Emergence of Modern Selfhood in Revolutionary Russia. Northern Illinois University Press, 2007.
  48. Shevzov V. Russian Orthodoxy on the eve of Revolution. Oxford ; N. Y., 2004.

Интернет-ресурсы

  1. www.conservatizm.narod.ru — сайт, посвященный консерватизму с полнотекстовыми ресурсами.
  2. www/pravaya.ru/book/ — библиотека сайта «Правая.ru».
  3. www.krotov.info/ — библиотека Якова Кротова.
  4. www.portal-credo.ru/site/?act=lib — библиотека «Портал-кредо. ru».
  5. www.ksu.ru/f4/index.php?id=8 — формируемая электронная библиотека исторического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.
  6. http://kds.eparhia.ru/bibliot/ — формируемая электронная библиотека Казанской духовной семинарии.
  7. http://www.rusk.ru/ — «Русская линия» — инфомационно-анали­ти­ческое агентство.
  8. www.sedmitza.ru/lib/index.html — библиотека портала «Седмица.ru» церковно-научного центра «Православная энциклопедия».
  9. www.pravenc.ru/ — церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  10. www.anti-raskol.ru/books/ — библиотека сайта «Анти-раскол».
  11. www.abimperio.net — исследовательская сеть по изучению феномена империи и национализма, журнал «Ab imperio»; большое внимание отводиться методологии.
  12. www.hierarchy.religare.ru/ — проект: «Иерархия восточных и католических церквей».

© Михайлов А.Ю., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/