Кодина И.Н. Этноконфессиональные общности в России на рубеже XX—XXI вв.

Рабочая программа курса

Ивановский государственный университет
Социолого-психологический факультет
Специальность — 220004 социология
Курс: 4

Пояснительная записка

Предлагаемый курс посвящен взаимосвязи религиозного и этнического компонентов самосознания россиян. Современная социальная действительность демонстрирует то обстоятельство, что наибольшее влияние на нее оказывают не столько отдельно взятые религиозные или национальные факторы, сколько их симбиоз. Национальные (этнические) и религиозные чувства и представления тесно связаны между собой. Взаимодействие и взаимопроникновение национальных и религиозных факторов способствует росту из влияния на общественное сознание. Особую актуальность рассматриваемая проблема имеет для полиэтнической (около 160 этносов) и многоконфессиональной (свыше 70 религиозных течений) России, где в настоящее время происходит рост и активизация как религиозных организаций, так и национальных движений. Кроме того, важной особенностью России является также то, что для нерусской части населения, составляющей менее 1/5 общего числа россиян, исторической родиной является почти 1/2 территория страны.

Особую актуальность при чтении данного курса приобретают вопросы терминологии. В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации и их классификаций. Часто они используются как синонимы; национальное трактуется в качестве общегосударственного («национальный интерес России»). В данном случае автор придерживается точки зрения М. П. Мчедлова, понимающего этнос как исторически устойчивую социокультурную общность, образовавшуюся в древности на базе общности территории, языка, материальной и духовной культуры, единого самосознания. С развитием цивилизации из одного или группы этносов складывается более сложное образование — нацию, имеющую наряду с этническим также и социально-политическое содержание. В отличие от распространенного на Западе и разделяемого рядом отечественных ученых политического гражданского понимания нации (как совокупности граждан одного государства) в данном случае речь идет о национальных традициях, имеются ввиду их исконные устои.

При рассмотрении взаимосвязи этнического и религиозного автор обращает внимание на то, что нет их полного совпадения. Даже в случае мононациональной религии (таковыми в России являются иудаизм, армяно-григорианская церковь) немало представителей данной нации являются последователями других религий, индифферентными, скептикам, неверующими. Речь может идти только о доминантной для данной нации религии, доминантной религиозной традиции (для русских — православие, для татар — ислам, для бурят — буддизм).

Особое внимание в курсе уделяется роли мировых и национальных религий в развитии отдельных этносов, делается упор на данные статистики (переписи населения, статистические сборники) и социологических исследований (например, ИЦ «Религия в современном обществе») последних лет, позволяющих в динамике проследить рассматриваемые процессы и явления, а также представить возможные тенденции развития этнорелигиозной ситуации в России.

Курс рассчитан на социологов и психологов, имеющих базовую подготовку по религиоведению и социологии и психологии религии.

Планирование курса

Курс состоит из трех разделов: первый раздел отражает теоретико-методологические проблемы исследования взаимосвязи веры и этноса, второй раздел посвящен мировым религиям и этносам, третий раздел затрагивает национальные, локальные религии и этносы.

Общее количество аудиторных часов — 24. Форма итогового контроля — зачет.

Лекционная часть курса

Раздел 1. Методологические проблемы исследования этноконфессиональных общностей в современной России

Тема 1. Этноконфессиональные общности в современной науке (2 ч.)

Взаимосвязь религии и этноса. Концепция этноконфессиональных групп Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, А. Н. Ипатова и П. И. Пучкова. Разновидности этноконфессиональных общностей: суперконфессиональные общности и метаэтноконфессиональные общности. Типологии религий и конфессий по степени их распространения в мире. Исследования этноконфессиональных группы в России и за рубежом. Этническое объединение и этническое разделение населения.

Основная литература по теме

  1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  2. Петренко С. П. Конфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007.
  3. Ипатов А. Н. Меннониты. Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности. М., 1978.
  4. Казьмина О. Е. Роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России // Исторический вестник. 2001. Т. 13/14. № 2/3.
  5. Пучков П. И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей // Советская этнография. 1973. № 6.
  6. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/index.php

Тема 2. Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи (2 ч.)

Религиозные страты в структуре общества. Взаимодействие и взаимовлияние религии и культуры. Роль традиции в сохранении самосознания этнической общности. Особенности восприятия религии как образа жизни. Процесс христианизации различных социальных слоев древнерусского общества. Процесс этнизации религии в современной России. Религия как составная часть этнической культуры. Позитивная роль традиционных религий в современном обществе. Межконфессиональные и межрелигиозные противоречия в современной России. Этноконфессиональная политика России.

Основная литература по теме

  1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  2. Губницына О. Религия и современное общество потребления: введения в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 77—86.
  3. Зуев Ю. П. Проблемы конфессионального диалога в современной России. URL: http://www.rlinfo.ru/projects/suzdal/zujev.html
  4. Религии народов современной России. М., 2002.
  5. Религиозный фактор и проблемы национальной идентичности в России и Европе нового и новейшего времени. М., 2008.
  6. Филатов С. Б. Послесловие. Религия в постсоветской России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М. ; СПб., 2002.

 Тема 3. Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) (4 ч.)

Рост этнического разнообразия российского населения. Религиозный комплекс как системообразующий элемент этногенеза. Данные переписи 1989 и 2002 гг. под углом зрения изменения численности суперэтнических культурно-религиозных общностей. Динамика численности православной суперэтнической религиозно-культурной общности. Динамика численности мусульманской этноконфессиональной общности. Динамика численности буддийской этноконфессиональной общности. Динамика численности национальных и локальных этнорелигиозных общностей. Динамика численности этнорелигиозных общностей в отдельных регионах Российской Федерации. Факторы изменения этнорелигиозного баланса населения Российской Федерации.

 Основная литература по теме 

  1. Антонова О. И., Костина Н. Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики // Социол. исслед. 2009. № 9.
  2. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  3. Всероссийская перепись населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/
  4. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
  5. Лукин Р. Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социол. исслед. 2008. № 4. С. 27—36.
  6. Мкртчян Н. В. Влияние миграции на изменение этнического состава населения России и ее регионов: предварительная оценка итогов переписи. М., 2002.
  7. Руткевич М. О Судьбах русского этноса // Свободная мысль. 2004. № 1.
  8. Тростников В. Русские — кто мы? // Десятина. 2000. № 16.
  9. Батунский М. А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX—XX веков // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 81—90.

Раздел 2. Мировые религии и этносы в России

Тема 4. Православие и русская этническая общность (2 ч.)

Принятие христианства и идея об особой ответственности русского народа. Идея «Москва — Третий Рим». Роль РПЦ как транслятора христианских ценностей. Значение русской литературы XIX века и тема покаяния.

 Основная литература по теме 

  1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  2. Волкогонова О. Д., Татаренко И. В. Этническая идентификация русских // Мир России. 2001. № 2.
  3. Володин Э. Православие — судьба русского народа. URL: http://www.voskres.ru/kolonka/orthodoxy.htm
  4. Здравомыслов А. Проблемы становления русского национального самосознания в новом политическом пространстве // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996.
  5. Козлов В. Русские. Русскоязычные. Россияне // Национальная газета. 1998. № 6/7 (18/19).
  6. Мчедлов М. П. Особенности конфессионального сознания в современной России. // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996.
  7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/basics/contents.html
  8. Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003.
  9. Тишков В. Российская нация и российские национальности. URL: http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1257.pdf

 Тема 5. Ислам и национальные общности (2 ч.)

Исламское понимание нации: шааб, кабиля и умма. «Мусульманин» и «татарин» — взаимопроникновение понятий. Мусульманская умма России в настоящее время: духовные и географические особенности. Трактовка политической власти в Коране. Место и роль ислама в формировании Российского государства. Основные направления участия мусульман в жизни российского общества. 

Основная литература по теме 

  1. Арапов Д. Этническое и конфессиональное в российском «мусульманстве»: исламская политика государства в XX—XXI вв. // Вестник Евразии. 2003. № 3 (37).
  2. Баширов Л. А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000.
  3. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  4. Газиева Г., Мельков С. Мусульманская умма в современном российском обществе. М., 2002.
  5. Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика / сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001.
  6. Коран. 10:19, 49:13, 21: 92, 11: 118—119 и др.
  7. Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы : материалы конференции. М., 2002.
  8. Мухаметшин Р. М. Татары и ислам в XX веке. Казань, 2003.

Тема 6. Буддизм и этнические общности в России (2 ч.)

Буддийские народы России: история и современность. Визиты в буддийские регионы России буддийских деятелей (1989) и Далай-Ламы XIV Тензин Гьяцо (1991, 1992, 2004 гг.). Отличительные особенности российского буддизма. Специфика буддиского учения вне влияния культурного ареала. Буддизм у этносов юга России.

 Основная литература по теме 

  1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  2. Далай-Лама. Этика для нового тысячелетия. СПб., 2001.
  3. История религий в России / под ред. Н. А. Трофимчука. М., 2001.
  4. Колесова Л. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов // Общественные науки и современность. 1992. № 1.
  5. Мартынов А. С. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. М., 1982.
  6. Стрелецкий В. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
  7. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.
  8. Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979.

Раздел 3

Тема 7. Национальные и локальные религии и этносы в России (4 ч.)

Армянская апостольская церковь и армянский народ. Условия формирования армянской церкви. Современное состояние Армянской Апостольской церкви. Караимы как религиозная и этническая общность. Крымские караимы как этнорелигиозный изолят. Критерии принадлежности к караимскому народу. Религия в национальной жизни литовских караимов. 

Основная литература по теме 

  1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М. П. Мчедлова, Ю. А. Гаврилова, В. В. Горбунова и др. М., 2007.
  2. Веремчук В. И. Социология религии: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2004.
  3. Бабаков В. Г. Кризисные этносы. М., 1993.
  4. Петросян Е. Армянская Апостольская Святая Церковь. Епархия Юга России Армянской Аапостольской церкви, Краснодар, 1998 г.
  5. Глаголев В. С. Философско-религиозные аспекты учения караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад : сб. ст. / под ред. Е. А. Торчинова. СПб., 2003.
  6. Кропотов В. С. Специфика формирования этнической культуры крымских караимов и особенности ее проявления на различных исторических этапах развития общества // Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов : материалы научно-практ. конф. Симферополь, 2008.
  7. Религии народов современной России : словарь / ред. кол. М. П. Мчедлов, Ю. И. Аверьянов и др. М., 1999.

Вопросы к зачету

  1. Концепции этноконфессиональных групп Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, А. Н. Ипатова и П. И. Пучкова.
  2. Разновидности этноконфессиональных общностей: суперконфессиональные общности и метаэтноконфес­сиональ­ные общности.
  3. Религиозные страты в структуре общества.
  4. Христианизация различных социальных слоев древнерусского общества.
  5. Межконфессиональные и межрелигиозные противоречия в современной России.
  6. Этноконфессиональная политика России.
  7. Данные переписи 1989 и 2002 гг. под углом зрения изменения численности суперэтнических культурно-религиозных общностей.
  8. Динамика численности православной суперэтнической религиозно-культурной общности.
  9. Динамика численности мусульманской этноконфессиональной общности.
  10. Динамика численности буддийской этноконфессиональной общности.
  11. Динамика численности национальных и локальных этнорелигиозных общностей.
  12. Факторы изменения этнорелигиозного баланса населения Российской Федерации.
  13. Роль РПЦ как транслятора христианских ценностей.
  14. Исламское понимание нации: шааб, кабиля и умма.
  15. Мусульманская умма России в настоящее время: духовные и географические особенности.
  16. Трактовка политической власти в Коране.
  17. Буддийские народы России: история и современность.
  18. Отличительные особенности российского буддизма. Буддизм у этносов юга России.
  19. Армянская апостольская церковь и армянский народ.
  20. Караимы как религиозная и этническая общность.

Интернет-источники

  1. Образовательный портал по социологии, экономике и менеджменту: http://www.ecsocman.edu.ru
  2. Научный богословский портал: http://www.bogoslov.ru
  3. Портал «Религия и СМИ»: http://www.religare.ru
  4. Сайт «Религиозная свобода в Нижегородском регионе» http://religio-nn.narod.ru/libroj.htm (раздел «тексты»)
  5. Православный молодежный портал «Религии мира»: http://www.relig.info
  6. Сайт ВЦИОМ: http://wciom.ru/
  7. Сайт «Левада-Цетр»: http://www.levada.ru/

© Кодина И.Н., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/