Дорофеев Ф.А. Отношение к власти в Библии и Коране

Рабочая программа курса

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Факультет исторический
Специальность — культурология, религиоведение
Курс III

Пояснительная записка

Система организации власти на пространствах Древнего Востока достаточно исследована. Тем не менее, мы обладаем незначительным количеством источников по данной теме и в связи с этим на одно из первых мест можно поставить Библию, содержащую ряд указаний на интересующий нас вопрос. Кроме того, вопросы восприятия власти и ее трактовки как в целом, так и в отдельные эпохи еврейской истории, долгое время рассматривались односторонне. В связи с этим в отечественной литературе успел сформироваться ряд стереотипов. Этому способствовала и включенность Ветхого Завета в христианскую теологию и долговременное господство в нашей стране монархии. В XVIII—XIX веках появляется целый пласт сочинений, утверждающих богоданность монархии и ее исключительное место в ряду политических систем. В ХХ веке положение усугубляется практической недоступностью Библии для широких слоев верующих и формированием ряда атеистических мифологем вокруг данного вопроса. В связи с возросшим интересом к данной проблематике в полемической современной литературе важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место власти в древневосточном и мусульманском обществах, чем во многом и определяется социально-политическая актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, данная тема актуальна и практически значима для современного общества.

Цель спецкурса — дать целостное представление о взглядах на власть в иудаизме, христианстве и исламе. Показать дискуссионный характер данной темы, рассмотреть основные сложившиеся позиции по этому вопросу.

Задачи изучения дисциплины: установление границ исследуемого объекта; определение основных терминов; ознакомление с основными теориями власти и подходами к ее изучению; исследование эволюционного характера воззрений на власть в Священных книгах авраамических религий и их связь с древневосточными представлениями; выявление изменений в отношении к власти в переломные эпохи жизни ближневосточных обществ; обозначение образа власти в Коране и хадисах; изучение норм функционирования власти с точки зрения авторов Библии и Корана; описание представлений о справедливости, как одной из важнейших характеристик власти в исламе; рассмотрение вопроса о Халифате и имамате в исламе; обозначение роли и места современных воззрений на власть российских религиозных лидеров

Планирование курса

Основой спецкурса выступает изучение воззрений на власть в авраамических религиях на основании письменных источников и Священных книг в дискуссионной форме с целью получения объективных знаний по этой проблематике и уяснения эволюционного характера исследуемых представлений.

Спецкурс рассчитан на 36 аудиторных часов, из них 16 ча­сов занятий — лекционных и 16 часов семинарских занятий. Промежуточный контроль осуществляется на каждом семинарском занятии и складывается их пассивной (посещаемость) и активной (выступления) частей. Дополнительным контролирующим элементом выступают также коллоквиумы (4 часа) Итоговый контроль — зачёт.

Лекционная часть курса

Тема 1. Суть власти. Подходы к пониманию власти. Основная терминология курса (лекция — 4 ч.)

Исторический подход. Философский подход. Социологический подход. Политологический подход. Античные взгляды на природу власти. Аристотель. Демократия, аристократия, охлократия, олигархия, меритократия. Теократия, иерократия, клирократия. Августин Блаженный. Фома Аквинский. Н.Макиавелли. Теория ветвей власти. Гоббс и Локк. Просветители. Клерикализм и секуляризм. Анархизм. Маркс. Опыт ХХ века. СССР, Германия, США.

Предлагаемая дискуссия (семинар — 2 ч.)

Возможные позиции:

Первая позиция. Власть есть нечто, присущее самой природе человеческого общества. Человечество и власть идут рука об руку с древнейших времен до наших дней и так будет продолжаться и в будущем. Природа и суть власти неизменны с древности до наших дней.

Вторая позиция. Власть — условно необходимое человеческому обществу начало, но она может быть организована по-разному и заменена на приемлемые для данного общества и времени формы. Единого рецепта универсальной власти не существует. Будущее власти в исторической перспективе неясно.

Тема 2. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период патриархов (лекция — 2 ч.)

Терминология «власти» Ветхого Завета. Устойчивые словосочетания Ветхого Завета со словом «власть». Власть как атрибут Бога. Делегирование власти Богом. Природа власти. Провокационность постановки вопроса. Ранний этап бытования власти у древних евреев. Патернализм. Патриархат. Племенная и родовая знать. Символика ворот. Городская верхушка. Её нравы и практики власти. Ближневосточные аналоги. Обычное право и его сакрализация. Кодекс Хаммурапи. Вопрос рабства.

Предлагаемая дискуссия (семинар — 2 ч.)

Возможные позиции:

Первая позиция. Говорить об отношении авторов Ветхого Завета к власти некорректно, так как Ветхий Завет — сборник разнохарактерных текстов, писавшихся на протяжении полутора тысяч лет авторами разного социального статуса и происхождения.

Вторая позиция. Ветхий Завет — единое по сути произведение, над которым тщательно потрудились редакторы, предварительно отобрав более-менее схожие по идеологии тексты. Поэтому мы можем проследить и выявить отношение его редакторов к власти.

Тема 3. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период судей (лекция — 2 ч.)

«Шофет» и «судья»: проблема соотношения. Проблема генезиса власти. Ближневосточные аналоги (Мидия, Иран). Проблема разделения властей или её отсутствие. Божественная санкция и проблема харизмы. Проблемы хронологии. «Халифы на час». Женщины во власти. Дебора. Проблема наследования власти. Мутации и трансформации власти. Самсон — Еврейский Святослав? Проблема источников. Фольклор и юмор в текстах о судьях.

Предлагаемая дискуссия (семинар — 2 ч.)

Возможные позиции:

Первая позиция. Судьи Ветхого Завета — аналог ближневосточных правителей и ничем от них неотличимы.

Вторая позиция. Судьи Ветхого Завета — уникальное явление истории Израиля и представляют собой особый политический феномен.

Тема 4. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период царей (семинар — 2 ч.)

Проблема генезиса царской власти. Критическое и саркастическое отношение к власти царя. Вопрос о теократии. Власть пророков. Выборы. Помазание. «Как у других народов». Паллиатив теократии.

Тема 5. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период царей. Давид и Соломон (семинар — 2 ч.)

Проблема историчности Давида. Кульминация царской власти. Смена критического подхода апологетическим. Критика Соломона. Цари и мудрецы. Философ на троне? Первые политические партии? Проблема наследования.

Тема 6. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период царств (семинар — 2 ч.)

Израиль и Иудея. Проблемы хронологии. Перевороты и борьба партий. Пророческое движение. Внешние центры силы. Империи и Библия. Между Ассирией и Египтом. Падение Израиля. Падение Иудеи.

Тема 7. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период плена (семинар — 2 ч.)

Вавилонское пленение. Эволюция Яхве. Пророки времен плена. Борьба за национальное возрождение. Теократические утопии пророков. Этничность или имперскость?

Тема 8. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период Второго храма (лекция — 2 ч.)

Кир как мессия. Его мотивы. Ездра и Неемия. Религиозная контрреволюция. Книга Руфь. Эллинизм. Евреи при Птолемеях. Эллинофилы. Борьба Маккавеев. Отношения с Римом. Синедрион. Фарисеи, саддукеи, сикарии. Ирод. Тетрархия. Иудейское восстание.

Итоговый коллоквиум по теме «Отношение к власти в Ветхом и Новом Завете» (2 ч.)

Тема 9. Отношение к власти в Новом Завете (лекция — 2 ч.)

Терминология «власти» Нового Завета. Устойчивые словосочетания Нового Завета со словом «власть». Власть как атрибут Бога. Делегирование власти Богом. Природа власти. Апокалипсис Иоанна. Гонения на христиан. Евангелия. Позиция Христа. Позиция Римских властей. Позиция апостолов. Позиция Павла. Послания. Пётр и Павел. Вопрос рабства. Вопрос о власти в церкви. Епископская революция.

Тема 10. Отношение к власти в РПЦ (лекция — 2 ч.)

Предыстория вопроса. Иван Грозный. Иосифляне и нестяжатели. Народные ереси. Народные утопии. Голубиная книга и Беловодье. Град Китеж Цезарепапизм и папоцезаризм. Синодальное наследие. Советское наследие. Отношение РПЦ к советской власти. Принципы отношения советской власти к РПЦ. Принятие основ Социальной концепции РПЦ (2000 г.)

Тема 11. Отношение к власти в Коране. Теория (2 ч.)

Терминология «власти» Корана. Устойчивые словосочетания Корана со словом «власть». Власть как атрибут Бога. Делегирование власти Богом. Природа власти. Власть и справедливость. Хадисы о власти.

Тема 12. Отношение к власти в исламе. Практики (семинар — 2 ч.)

Мухаммад как новый тип политического деятеля. Режим Мухаммада и его возможные оценки. Халифы. Вопрос о праведности халифов. Халифат. Перевороты и династии. Борьба партий. Шииты, сунниты и хариджиты. Исмаилиты. Этничность или имперскость? Имамат. Ислам в национально-освободительных движениях. Джихад. Области ислама (Дар уль Ислам, дар уль Харб). Толкования. Ислам и светские партии.

Итоговый коллоквиум и дискуссия по курсу (2 ч.)

Основная литература по курсу

  1. Августин Блаженный. О граде Божьем. (любое изд.)
  2. Азимов А. Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства. М., 2004.
  3. Аляутдинов Ш. Ислам в вопросах и ответах. М., 2004.
  4. Аристотель. Афинская полития. (любое изд.)
  5. Библия. Священные книги Ветхого и Нового Заветов. (любое изд.)
  6. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  7. Босворт К. Э. Мусульманские династии. M., 1971.
  8. Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М., б. г.
  9. Вся политика : Хрестоматия / В. Д. Нечаев, А. В. Филиппов. М., 2006. 440 с.
  10. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Ветхий завет. М., 1995.
  11. Геродот. История в 9 книгах. (любое изд.)
  12. Гибель империи: Византийский урок. Видеофильм. DVD.
  13. Доватур А. Политика и Политии Аристотеля. М. : Наука, 1965. 393 с.
  14. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  15. Калинин В. Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М., 1989. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм». 1989. № 1).
  16. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. М., 2007.
  17. Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. М. ; Иерусалим, 2007.
  18. Коран : перевод смыслов Э. Р. Кулиева. М. : Издательский дом «Умма», 2004.
  19. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1963.
  20. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.
  21. Мень А. Исагогика. Ветхий завет. М., 2003.
  22. Мень А. Мудрецы Ветхого завета // Знание — сила. 1990. № 6/8.
  23. Мухаммад аль-Газали. Права человека в исламе. М., 2006.
  24. Основы Социальной концепции РПЦ // официальный сайт Русской Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru
  25. Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.
  26. Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987.
  27. Россия перед вторым пришествием. М., 1990.
  28. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М., 2007.
  29. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
  30. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 465—492.
  31. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства : В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М., 1980 (или любое другое издание).

Вопросы к зачету

  1. Античные взгляды на природу власти. Аристотель. Демократия, аристократия, охлократия, олигархия, меритократия.
  2. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
  3. Макиавелли. Гоббс и Локк. Теория ветвей власти.
  4. Просветители.
  5. Маркс.
  6. Опыт ХХ века. СССР, Германия, США.
  7. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период патриархов. Патернализм. Патриархат. Племенная и родовая знать.
  8. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период судей.
  9. Отношение к власти в Ветхом Завете. Период царей.
  10. Пророки и пророческое движение в Израиле.
  11. Давид и Соломон.
  12. Израиль и Иудея. Империи и Библия.
  13. Вавилонское пленение. Эволюция Яхве.
  14. Этничность или имперскость? (В Библии и Коране)
  15. Период Второго храма
  16. Отношение к власти в Новом Завете.
  17. Отношение к власти в РПЦ.
  18. Отношение к власти в Коране.
  19. Отношение к власти в исламе. Мировые практики.
  20. Режим Мухаммада и его возможные оценки. Халифы.

 

Лекционная часть курса и семинары дополняют и продолжают друг друга.
© Дорофеев Ф.А., составление, 2010

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

Институт «Открытое общество», Центрально-Европейский университет

http://www.soros.org/,http://www.ceu.hu/

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук

http://www.centre-fr.net/

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/